Креативность и журфак

 

 

 

J76brAW93Zw

 

 Справка ЖФ:  Медиа-консультант с опытом работы более 35 лет. Петер ведет  деятельность в одном из крупнейших европейских холдингов «Mediamentorerna»,  а также возглавляет собственную компанию, которая специализируется в сфере  образования медиа-менеджеров и консалтинга для владельцев СМИ.

 

 

 

 

Кабинет заполнился людьми настолько, что ребята стояли у стенок и окон. В это время Петер Соммерштайн пустил по залу коробочку с кусочком Рождества – имбирным печеньем.

– Я сделал что-то абсолютно противоречащее моим принципам, – прокомментировав   свои действия, шведский лектор тут же начал работу со студентами. А «ЖурФАКТЫ» расскажут вам о главных метафорах лекции и семинара с Петером Соммерштайном.

Никогда не ешь слона сразу.                               

Слон – это какая-то тема. Она настолько велика, что за один раз ее «съесть» невозможно. Именно поэтому Петер рекомендует разбивать огромную тему на направления и работать с какой-то одной веткой, но изучая ее более чем поверхностно.

–Попробуйте рассказывать ее частями, кусочек за кусочком, – дал совет Петер.

1:5

– Что значит данные цифры? И это не счет игры шведской сборной по хоккею, – улыбаясь, сообщает Петер.

Цифры значат, что за каждую лишнюю минуту подготовки, освобождаются пять минут свободного времени. Качество работы возрастает в пять раз, если уделять чуть больше внимания на подготовку.

– Это звучит банально, но в нашей ежедневной работе журналиста мы забываем об этой одной минуте. Вкладываем недостаточно усилий в подготовку. А чем больше потратишь сил, тем креативнее будет текст, – считает лектор.

И в конце он  напомнил, что в данной формулировке не имеет в виду книги и учебники. Понятие охватывает границы знаний значительно шире.

Задание и его процесс движения

В редакции есть задание. Работа над ним начинается с вопроса, хотите ли вы его выполнять. Вы соглашаетесь – вас должны спросить: можете ли  вы выполнить эту работу?В лучшем случае начальник спрашивает, что вам нужно, чтобы подготовить материал. Однако в реальности все может закончиться на втором вопросе. Есть и третий вопрос, – он самый главный, – как вы собираетесь выполнить задание. На этот вопрос нет ответа? Значит, чего-то не хватает на предыдущих этапах: знаний, времени или не было желание браться за эту тему. Если есть согласие на всех этапах, продукт будет самым лучшим.

Искать идею материала везде – легко

-“Коробка Рождества”, которую я привез – это не идея для материала. Но об этой коробке можно расказать многое. Для меня есть 15 историй, кроющихся в этой коробке. Например, почему «IKEA» делает печенье, – сообщил шведский лектор.

После такого вступления он предложил найти креативные идеи в бутылке с водой. Такой брейншторминг запомнится надолго. Со всех сторон сыпались предложения от самых банальных до странных, неожиданных и креативных.

-Самый лучший вариант – изучать реальность. Мы редко смотрим в окружающий нас мир. Создаем свой мирок  и живем в нем. Я не могу спустится в отеле на завтрак, чтобы не увидеть тему для материала. Голова пухнет от идей, когда поднимаешься по ступенькам или едешь на такси. Хочу сказать, что реальность – лучший инструмент для поиска идей, – посоветовал нам Петер.

Будьте «адвокатом дьявола»

–Когда у вас есть готовый текст, вы должны придти к сложным вопросам. Это значит, что  не нужно забывать о людях, фактах и о том, как подать материал, но этого недостаточно – добавил Петер.

Бывает, когда пишешь и думаешь, что всем будет интересно. Но это вода. А попробуйте представить, как рассказать вашу тему, чтобы читатель понял. И об аудтории подумайте: кто будет смотреть и читать ваш продукт, интересно ли им будет, как это будет восприниматься ими. Идеальное решение – встретиться с тем, для кого вы готовите материал, то есть с народом. Также понятно, что в некоторых культурах и странах все равно попадем в окружение рамок. Но Петер дал совет думать на несколько шагов вперед.

Что такое “креативность”?

Петер уверил нас, что быть креативным – это не плеваться идеями в брейншторме. Это только начало креативного процесса. Результат будет выше, если работать в команде. В этом мы убедились на практических занятиях. У меня это было так: каждый из нас предложил свою тему для материала. Позже наш творческий руководитель разбил нас на группы и каждому назначил тему. Нам попалась моя тема. За три минуты мы придумали 20 идей для материалов, некоторые из них доходили до безумства. Но наши действия принесли результат.

«Торт и поезд”

Странное название для фокусировки на какой-то теме. Но Петер рассказал нам, как правильно понимать его метафору:

–Итак, вам дали задание написать о жизни в Беларуси с взгляда на Брест. Вы  садитесь на поезд и едете Брест. По дороге за окном поезда вы видите пожар, но вы едете в Брест. Поэтому звоните в редакцию и сообщаете о случившемся, но не углубляетесь в это. Даже если что-то произойдет в поезде, это вас не касается – вы едете в Брест, – это понятие “поезд”, то есть фокусировка на чем-то одном, – поясняет Петер. – Приехав в Брест, встречаете паренька Вову, который живет в этом городе. Он показывает вам, как проходит его  день. Этот промежуток и станет куском торта, в то время как целым тортом является жизнь всех людей в Беларуси.

 

 P.S. Лекция Петера была полезной и очень интересной. Возможно, теперь мы не будем пытаться съесть слона одним махом.

Вероника ГАМЗЮКОВА, 2 курс

 

 

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

админ ЖФ

"ЖФ" родились в 2009 году на кафедре периодической печати. Наша прописка: г. Минск, Кальварийская, 9.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *