Сегодня в это трудно поверить, но первые картины этого жанра появились еще в 30-е годы прошлого века. За прошедшие 80 лет киноэпопеи о сверхлюдях претерпели настоящую эволюцию, пройдя путь от примитивных короткометражек до полнометражных картин формата IMAX, которые в последние годы собирают огромные толпы в кинотеатрах.
Однако несмотря на финансовый успех, многие кинокритики сомневаются в перспективах развития этого жанра. Солидарны с ними и некоторые кинозрители:
«Мне кажется, что этот жанр изживает себя. Этих фильмов сейчас снимается очень много и все они однотипны, поэтому скоро у них не будет такой популярности».
(Андрей Санюк – студент МГЛУ )
«Не люблю эти фильмы, смотрю их только когда совсем скучно или за компанию с друзьями. Каждый раз жду от них очередной банальщины».
(Дарья Кураш – студентка Института журналистики БГУ)
Среди такназываемой “банальщины” большинство “нелюбителей” выделяют однотипные сценарии, картонных персонажей и отсутствие смыслового подтекста в историях. Ни для кого не секрет, что этот жанр носит прежде всего развлекательный характер, поэтому многие киноманы относят его к категории «любительского», то есть снятого на непрофессиональном уровне.
«От этих картин жду «ненагруженности» и интересный сюжет, а не избитые шаблоны и мешанку героев»
(Екатерина Дашкевич – студентка Института журналистики БГУ)
Как показали результаты опроса, поклонников этих картин привлекает, в основном, визуальная составляющая: спецэффекты, батальные сцены и и яркие краски. Другие предпочитают ходить на эти фильмы из-за участия в них известных актеров, чьи талант и харизма способны привлечь зрительское внимание, отводя глаза от сценарных недочетов и проблем, связанных с логикой.
Однако делает ли это данные работы по-настоящему хорошими? Всё-таки нет. Ведь для фильма в первую очередь важны интересный и продуманный сюжет с логическим повествованием и моральной нагрузкой. К сожалению, теперь, в эпоху бесконечных сиквелов и ремейков, найти или сочинить хороший сценарий – большая проблема. Поэтому многочисленные продолжения и попытки заново «перезапустить» персонажей на большом экране – единственная возможность супергеройского кино продолжать свою жизнедеятельность. Однако большинству зрителей, не считая закоренелых фанатов, такой принцип не по душе:
«Уже смирилась с перезапусками, но раздражает, что кто-то гребёт деньги на этом»
(Дарья Кураш – студентка Института журналистики БГУ)
«Негативно отношусь к ремейкам. Хотел бы наблюдать единую линию фильмов о каждом герое. Новые «человеки-пауки» не впечатляют, как и постоянная «реинкарнация» Бэтмена».
(Никита Важник – кинолюбитель)
«Плохо отношусь к перезапускам — с каждым разом они становятся скучнее.»
(Елена Качалова — кинолюбитель)
Поэтому вопрос о дальнейшей судьбе супергеройского жанра в кинематографе остается открытым. Не исключено, что со временем всё меньше человек будут смотреть фильмы про супергероев. Это отразится на доходах от проката, а продюсерам придётся отправить новые сценарии «пылиться на полке». Тем не менее финансовый успех последних кинолент обеспечил им стабильное существование на ближайшие 5-10 лет. В заключение хотелось бы привести цитату, которую озвучил один из участников опроса – опытный киноман Дмитрий Дибов:
«Зритель в кинотеатре похож на препода в школе. Один платит деньгами за фильм, другой оценкой за ответ на уроке. Если фильм и ответ плохи – зритель и препод перестают платить и ставят низкую оценку. Тогда у школьников и режиссеров появляться мотив, чтобы развиваться».