Цена бесценного, от чего зависит цена картин

Абитуриент Культура

От друзей  художников и от творцов в интернете я не раз слышала фразу: «Творчество не может стоить дёшево». В наше время художники зарабатывают на своём творчестве. Стоимость их искусства складывается из затраченных материалов, времени и сложности выполнения работы. Но что насчет  того творчества, которые люди называют бесценным искусством? Эти картины вывешивают в музеях по всему миру, посмотреть на них собираются целые очереди, на аукционах полотна выкупают за бешеную сумму.  А кто оценивает это искусство? Сколько оно на самом деле стоит? И из чего складывается эта стоимость?

Для начала взгляните на две знаменитые картины: «Даная» Рембрандта и «Чёрный квадрат» Малевича. Обе являются произведениями бесценного искусства. Только, если бы эти картины не были так знамениты, вы бы видели их впервые, какую картину вы бы назвали шедевром?

Проведя опрос между респондентами разных возрастов, был сделан вывод: старше поколение искусством называют картину «Даная» художника Корреджио, подростки отдают своё предпочтение «Чёрному квадрату» Малевича. И того бесценным произведением искусства может называться как одна картина, так и другая. Но почему?

Обращаясь к словарям, узнаем, что «бесценный» в искусстве это то, что не имеет цены и чаще всего имеется в единственном экземпляре, что и добавляет ценности полотну.

Однако существует достаточно картин с похожими сюжетами. Так у «Данаи» есть картины-близнецы написанные Тицианом, Корреджио, Тинтаретто.

Если у картины Рембрандта схожесть лишь в названии и похожем сюжете, то у «Чёрного квадрата» с другими похожее исполнение.

Вот «Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонс Алле

А это «Великая тьма» Роберт Фладд

Из этого понятно, что из-за одной эксклюзивности картина не может становиться дороже, ведь до этого кто-то другой уже наверняка делал нечто похожее. Значит, есть другие причины. И вот тут каждую картину нужно рассматривать по отдельности. Не смотря на то, что есть и общие признаки, делающие полотно экспонатом, каждая стала им из-за разных обстоятельств.

Начнём с «Данаи». Если вы когда-нибудь были в Эрмитаже, а именно там вывешена эта картина, вы обратите внимание на то, каких колоссальных размеров этот шедевр. Картина в полтора раза больше своих близнецов. Но это не главная причина.

 

$. Период написания картины

Картина была написана в «золотой век» голландской живописи. Нидерланды тогда переживали свой лучший век. Страна поднималась в судостроении, сельском хозяйстве, торговле, улучшение экономики позволяло начать наслаждаться творчеством. Под влиянием кальвинизма картины стали заказываться не только церковью, но и знатными людьми, которые желали ими украсить стены своего жилья. Спрос на живопись рос еще по тому, что она составляла часть досуга.

 

$$. Биография художника

Жизни и судьбы самих авторов не редко привлекают людей к их творчеству. Не редко можно заметить тенденцию, что полотна художников приносят огромные деньги уже после смерти самих авторов, часто случается, что умирают они в нищете. Рембрандту де Рейну повезло жить в то время, когда картины были невероятно востребованы, в большом городе, где люди щедро готовы были заплатить. Состояние у него было не маленьким, и оно продолжало увеличиваться. Так, женившись на двоюродной сестре зажиточного горожанина, Саские, которая после смерти собственных родителей имела весомое наследство, Рембрандт продолжил жить, не зная бедности.

Переломным моментом жизни художника стало, что один за другим умирали его маленькие дети. Он тратил большие деньги на то, чтобы попытаться продлить жизнь своим сыновья. Трое детей умерли спустя несколько недель после рождения, четвертый сын выжил, но умерла его горячо любимая жена. Это стало сильным ударом для Рембрандта. Впав в отчаяние из-за смерти любимой, он потерял много хороших заказчиков. При том, не имея хорошего дохода, много тратил на свою собственную коллекцию.

Последующая война с Британией опустошила государственную казну. Искусство, ставшее предметом не первой необходимости, покупается плохо. Рембрандт стал с трудом сводить концы с концами. Даже после его смерти на его имени были записаны долги.

Интересный факт заключается ещё в том, что изначально картина писалась не для продажи, долго о работе никому не было известно. Писал он для души, заключая в Данае лица двух своих любимых жён.

 

$$$. Последующие владельцы картины

После распродажи имущества Рембрандт, картины теряется. Лишь в 18 веке она попадает к знаменитому французскому коллекционеру Пьеру Крозу, а после попадает к одному из его племянников Луи Антуана. Однако самым знаменитым владельцем этой картины, который и повлиял на её стоимость в большей степени, стала русская императрица Екатерина II. Императрица славилась своей большой любовью к картинам и не скупилась на их покупку, собирая внушительную коллекцию искусства в Эрмитаже. За картину «Даная» она так же вероятно отдала большие деньги.

 

$$$$. Судьба картины

За свою четырёхвековую историю картина пережила немало войн, революций, прочих конфликтов, перепродаж. Чудом становится то, что она вообще доходит до наших дней. Это так же повышает её стоимость.

 

$$$$$. Акт вандализма

Акт вандализма к искусству зачастую привлекает больше внимания прессы, а значит и людей, чем терроризм.

В субботу, 15 июня 1985 года, в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл 50-летний мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. Подойдя к картине, мужчина дважды ударил Данаю ножом в пах, а после выплеснул серную кислоту на полотно. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет.

Об этом событии кричали на каждом углу, каждая газета. Уничтожено было 30% процентов от авторской работы! Реставрация под микроскопом, восстановление произведения искусства сантиметр за сантиметром происходило на протяжении 12 лет.

Паразитирование на этом событии, распространение этой информации, а так же долгий и затратный процесс восстановления так же сделал эту картину бесценной.

Называя эту картину искусством, люди в первую очередь обращают внимание на мастерство, на реалистичность изображения, детальность сюжета. Но в таком случае «Чёрный квадрат» — это просто залитый цветом участок холста. Чем же так ценится абстрактное искусство искусствоведами? Попробуем разобраться в этом на примере того самого «Чёрного квадрата».

 

$ Решение художника

Взгляните на две вышестоящие картины. Чёткость линий, понятный сюжет, обычность и заезженность в образах присутствует здесь. С этих произведений начинался творческий путь русского художника Казимира Малевича. Просмотрев все произведения художника можно заметить, насколько сильно меняется его стиль. Начинается всё с реалистичных форм, после они перетекают в абстрактное изображение человека, в конце становясь абсолютной геометрией. И вот доказательство.

Для художника такой переход было очень рискованным шагом. Однако Малевич ни капли об этом не жалел, считая для себя подобное изменение в стиле новой религией, уходом от старых традиций, обновлением мира.

Малевич не первый додумался закрасить полотно чёрным. Но его картину от предшественников отличает отсутствие сюжета. В «Великой тьме» присутствует религиозный сюжет, в картине Роберта Фладда шутка, а Малевич назвал своё творение тем, чем оно является, позволив зрителю самому увидеть в нем то, что он хочет увидеть. Молодые респонденты, таким образом, и оправдывали свой выбор, называя квадрат искусством. Каждый видел в этом что-то своё, и это их привлекало, ведь они чувствовали свою причастность к данной картине.

Выбор художника повлиял на стоимость картины. Сам Малевич ценил свой шедевр, перерисовывая его целых четыре раза.

 

$$ Время написания

Время революций, время перемен. Менялось всё: от политического строя, до науки и искусства. Художника как сейчас не понимают многие, так не понимали и тогда. В царской России ценилось совершенно другое искусство, исконно русское, а тут черный квадрат, пустота, неопределённость. Картина непонятная, как и будущее, ведь до революции, которая изменит мир, осталось всего ничего. Своевременность картины придало ей значимости.

 

$$$ Судьба художника

Художника любил народ, но не любила власть. Малевич был человеком принципа и шел против власти, которая от него желала видеть совершенно иные сюжеты на картинах. Казимира не раз арестовывали по обвинение о выступлениях против власти, но его часто выпускали по просьбам и русских людей, и заграничных, ведь они в Малевиче видели нечто большее.

 

$$$$ Судьба квадрата

Чёрный квадрат преследовал его автора большую часть жизни. «Чёрный квадрат» — эта идея убила Малевича. Она стала его шизофренией, в прямом смысле сумосводящей идеей, несущей деструктивный характер.

Я долгое время не мог ни есть, ни спать и сам не понимал, что такое сделал.

Чёрный квадрат преследовал художника даже после его собственной смерти. Малевич сам настаивал на том, чтобы его похоронили по супрематистскому обряду. Поэтому для церемонии изготовили гроб, на крышке которого нарисовали черный квадрат. Оригинальный «Черный квадрат» стоял рядом с гробом. После панихиды гроб водрузили на грузовик, на носу которого тоже был нанесен черный квадрат. Так как умер художник в Ленинграде, а захоронен был должен в Москве, на носу поезда так же предварительно нарисовали чёрный квадрат. Возле гроба среди цветов стоял не портрет Малевича, а «Черный квадрат». Даже памятник Малевичу был выполнен в виде белого куба с нанесённым на него квадратом.

И всё же, кода бы не была написана картина, каким бы не был её сюжет и история, любое полотно оценивают люди чаще всего на аукционах и всегда в большую сторону, но не всегда объективно. Стоимость искусства складывается не из реальной стоимости картины, (никто не высчитывает стоимость материалов и времени), а из человеческих желаний.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *