Жить за стипендию или рассчитывать на лучшую жизнь?
Узнали, как студенты столичных ВУЗов зарабатывают и совмещают(пытаются) с учёбой
Артемий Боричевский. Студент 3 курса БГУКИ, педагог по вокалу и руководитель учебным вокально-хоровым коллективом, бюджет.
Цель проста: переехав в Минск, увидел возможность ещё больше оторваться от родительской опеки и меньше обременять их содержанием меня. Рассчитывал на зарплату в 300-400р, но не всегда так получалось.
На первом курсе работал педагогом по вокалу и по фортепиано. График согласовывался с учениками индивидуально и с учётом моего свободного от учёбы времени. Зарплата зависела от количества учеников. Каждый приходил примерно 1 раз в неделю. Собственно, оплата была почасовая (за урок), в среднем – 6р. Приблизительная зп: с малым количеством учеников на начальном этапе – 70-100р, в дальнейшем – 150-200р в месяц.
Причина ухода: начался ковид, карантин, ученики перестали ходить и зп свелась к 30р в месяц. Не выгодно от слова совсем.
На втором курсе нашёл другой вариант заработка: актёр хоррор-квестов. График подстраивался индивидуально (я выбирал игры в те часы, когда не было учёбы и второй работы в виде H&M).
Зп: час – 10р (одна игра), в месяц – 200-300р
Причина ухода: усталость, нехватка времени и желание посвятить себя основной работе.
Третья и уже основная работа — продавец-кассир в H&M.
График гибкий, работаю там в свободное от учёбы время. В основном – каждый день 16:00-22:00 (23:30)
Зп: 250-400 в месяц.
На данный момент совмещать работу с учёбой умеренно сложно. У меня достаточное количество свободного времени между этими активностями, чтобы успевать выполнять какие-то задания по учёбе рядового плана, но на масштабные работы, например, написание курсовой и прочих объёмных заданий времени нет. Также, из негативных моментов, в силу моего расписания, я имею ярко выраженный недосып, нарушенный режим и нехватку сна в целом.
Ко всему прочему, никто не отменял проблем в университете: в основном преподавателей не интересует твоя занятость – у них есть задача тебя обучить и им не важны твои трудности в виде работы, т.к. это не их проблемы.
Один из них лишил меня стипендии, опираясь на принцип: «твоя работа – учёба, твоя зарплата – стипендия. Если работаешь где-то на стороне – стипендию получать не будешь».
Исходя из этого могу выделить следующие принципы:
1. Учиться так, чтоб не отчислили и чтоб с сессией не было особых проблем.
2. Работа — это работа. Как бы то ни было – работай.
Советы для тех студентов, которые сейчас в активном поиске:
Выбирайте только свободный график
Только то, что не будет отнимать много сил и энергии
Только то, что нравится или то, что ты сможешь заставить себя полюбить
Только приемлемая зп
Если ты поступил в ВУЗ, то стоит понимать, что ты выбрал дорожку самовоспитания, в которой должен присутствовать в том числе и собственный заработок.
Если есть конкретное желание – сложностей не будет. Сможет ли студент мотивировать себя – субъективно. Я пользовался интернетом, связями/знакомствами/советами тех, кто уже что-то знает и пробовал.
Если ты учишься в ВУЗе и не работаешь, потому что тебя содержат родители, то стоит учиться жить самому.
Стоит ли работать? КОНЕЧНО
Полина Ванслава. БГУ, биофак, 5 курс, микробиолог, платная форма обучения.
Мне было 19 лет, когда я была на втором курсе. Поняла, что хочу иметь свои деньги и распоряжаться ими так, как захочу и перспектива брать постоянно деньги у родителей меня уже не воодушевляла. Варианты рассматривала любые, но всё равно не знала, с чего начать. Рассчитывала на зарплату +/- 400-500 р.
Работала 2,5 года на должности продавец-консультант в компании Респект (обувь) и потом 1,5 месяца в Ханкимёллер (нижнее белье) тоже продавец-консультант.
Выбрала гибкий график, чтобы совмещать с учебой. ЗП была очень нестабильной, так как она зависела от личных продаж. В один месяц я могла заработать 260 р, в другой — 560. В этом и был минус.
Ушла оттуда из-за личного процента и условий работы (ели, переодевались и отдыхали на складе).
Правда, родители к моему желанию относились сначала очень негативно, потому что, по их словам, молодость одна, пойти на работу ещё успею. Потом смирились, начали поддерживать и помогать в поисках хороших вакансий.
На этом фоне проблем с совмещением учебы и работы особо не было, но мало кто из преподавателей считает это уважительной причиной, особенно, если работа не по специальности.
Студенту найти работу несложно, сложнее найти понимающее начальство, которое будет входить в положение студента дневного отделения.
Главный совет: желание и возможность совмещать с учебой и пробовать новое.
Марина Дулевич