Приветствую всех читателей!
Начну, наверное, сразу с вопроса и без долгих предисловий. Как хорошо Вы знаете историю своей страны? Как правило человек знает лишь 30% от всей истории. Если мы говорим о Беларуси то, в эти 30% входит: Первая и Вторая мировая война, Великая Отечественная война, развал СССР. Конечно же даты этих событий и, возможно, какие-то основные факты.
Я хотела бы затронуть тему Великой Отечественной войны. Да, многие скажут: « А что, нет других тем?» «Неужели нельзя было выбрать что-то поинтереснее?» Я отвечу: « Да, тема войны интересна не многим, не всех интересует история, ведь какая разница, что было до меня, важно то, что есть сейчас». Я пишу сейчас, не с целью вызвать патриотические чувства, а чтобы вы поняли для чего же нужно знать историю.
В своей сущности история это не просто даты, которые нас заставляют учить в школе, университете. История — это то, что происходило с реальными людьми, это та боль, которую они пережили(если речь идёт о военном периоде).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Но начну все же с даты. С даты начала и окончания Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г..
Давайте начнём с того, почему Минск назван город-герой. На белорусском направлении наступала германская группа армий «Центр». В первые дни войны противник нанес мощный удар по железнодорожным узлам, военным аэродромам, важным промышленным центрам Белостока, Бреста, Гродно, Барановичей и других городов. В результате быстрого продвижения вражеских сил значительное количество советских войск попало в окружение. Западный Особый военный округ, позже переименованный в Западный фронт, оказался в катастрофическом положении. На белорусской земле в начальный период войны гитлеровцы встретили сопротивление, какого не испытали ни в одной из военных кампаний в Европе. Первыми врага встретили пограничники. Ни одна из застав не сдалась врагу и не оставила свой участок без приказа. Насмерть стояли на своих рубежах пограничники застав А. Кижеватова, В. Усова, Ф. Кириченко, А. Сивачёва, воины гарнизона Брестской крепости, укрепленных районов. Отвагу и героизм проявили военные летчики Западного фронта. В воздушных боях было уничтожено более 100 самолетов противника. В первые часы войны летчики П. Рябцев, А. Данилов, С. Гудимов таранили вражеские самолеты. Бессмертные подвиги совершили в первые дни войны экипажи капитанов Н. Гастелло, А. Маслова, А. Авдеева, которые свои подбитые самолеты направили на скопления врага. При обороне Гомеля совершил свой первый воздушный таран Б. Ковзан — единственный в мире летчик, который совершил четыре тарана и остался в живых. В первые дни войны сражались и красноармейцы, и тысячи простых людей. Они все проявили отвагу и даже смогли сорвать гитлеровский план «молниеносной войны». Но несмотря на мужество и героизм советских воинов, войска Красной армии не смогли сдержать наступление противника.
БЛИЖЕ К СУТИ
Минск был опоясан системой концентрационных лагерей. В Минске германскими оккупационными властями было создано три еврейских гетто, в которых за время оккупации было убито более 80 000 евреев. Жертв сбрасывали в старый песчаный карьер. По количеству жертв (206,5 тыс. человек) находившийся под Минском лагерь смерти Тростенец считается крупнейшим после Освенцима, Майданека, Треблинки. С 1941 по 1944 год в пригороде Минска, деревне Масюковщина, действовал концентрационный лагерь «Шталаг». Это был один из крупнейших лагерей на территории оккупированного СССР. Сегодня эта территория входит в черту города. В память о жертвах лагеря в 1956 году создан мемориал, горит вечный огонь.
Я хочу рассказать про лагерь смерти Тростинец. Лагерь был создан осенью 1941 года, и являлся крупнейшим на территории Беларуси. Согласно официальным данным, всего в лагере смерти «Тростенец» погибли 206,5 тыс. человек. Помимо своего назначения как трудового лагеря, примерно с середины мая 1942 года Тростенец становился конечной станцией для мужчин, женщин и детей преимущественно еврейской национальности. На территории лагеря было создано большое хозяйство по производству продуктов питания, призванное удовлетворять продовольственные и производственные потребности минского гарнизона и полиции, а также гарнизонов и постов, расположенных в окрестностях Минска. На его территории располагались посевные площади, огороды, сады, фермы для разведения скота, кур, уток, цветочная оранжерея, мельница, лесопилка, сапожная, швейная, столярная, слесарная мастерские, небольшой асфальтовый завод, гаражи. Также, на прилегающих территориях находились две прожекторные установки, звукоулавливатель и зенитная артиллерия, а на противоположной стороне, возле деревни Большой Тростенец, был сделан фиктивный городок с электросветом для отвлечения советской авиации.
КАК ВСЕ ПРОИСХОДИЛО
Люди ехали на свою погибель ничего не подозревая. Об этом свидетельствуют найденные зеркальца, расчески и тд. Согласитесь если тебя везут убивать, внешний вид это последнее, что тебя волнует. Так же немцы попросили взять дипломы образовании. Это тоже не очень наталкивает на мысль о том, что ты умрешь совсем скоро. Люди ехали на поезде первым классом, со всеми удобствами, с комфортом. До Волковыска евреев везли в пассажирских составах, а там заставляли пересесть в товарные вагоны. Выпускали только в Минске. А потом пересаживали в вагончики, в которых люди ехали 3-4 дня. В маленьком вагончике, где и 15 человек с трудом влезет, ехали по 60 человек. 4 дня. Без воды, без еды, без возможности сходить в туалет, без возможности поспать, многие ехали стоя. И дети, и женщины, и старики. Не жалели никого. Чтобы доставлять депортированных и обреченных на смерть людей ближе к месту уничтожения, в августе 1942 г. на месте, где производилась разгрузка и сортировка обреченных, был сооружен небольшой временный вокзал с платформой. Таким образом, начиная с шестнадцатого эшелона, прибывшего 10 августа 1942 г. из Терезиенштадта, поезда останавливались в непосредственной близости от деревни Большой Тростенец. Ничего не подозревающие люди набрали целые чемоданы вещей, конечно увезти все они не могли бы, потому брали самое необходимое. На руках у людей были квитанции, что их оставленный на перроне багаж подвезут позже. Затем фургоны закрывали, и машины уезжали… А багаж везли в лагерь. Его потом перебирали, сортировали и охраняли заключённые. После выгрузки из товарных вагонов все собирались на лугу, отнималась собственность, отбирались работоспособные и специалисты, необходимые для данной местности, – электрики, столяры, слесари, строители.
Из воспоминаний бывшего узника концлагеря Тростенец, чешского еврея Хануша Мунца:
Нас подвели к столу, стоявшему в 40 метрах от вагона. Эсэсовцы спрашивали всех о нашей профессии. Я назвался слесарем, хоть и не был им. Затем у нас забрали всё, что было: золото, украшения, часы, авторучки, даже обручальные кольца. Потом людям приказали садиться в крытые автофургоны…
Мы работали в автомастерской. Многие работники были из гетто. Один надзиратель в этой мастерской был немецким евреем. Когда мы должны были начать работу, я тайком сказал ему: «Я не слесарь». Он ответил на это: «Я знаю. Я это сразу увидел. Ничего. Мы тебя научим».
Затем по известному «сценарию» всех остальных транспортировали от места прибытия к ближайшим могилам. Прибывших принуждали раздеваться до нижнего белья, а потом расстреливали из пистолетов и автоматов. Иногда обреченных загоняли в «душегубки» и привозили к могильникам их трупы. Основное ведомство охраной полиции и СД называли эти машины в официальных письмах «зондер машины» («особые машины») и использовали их для ускорения процесса уничтожения и из-за опасения, что психологическая нагрузка для стрелков велика. С начала июня 1942 г. уничтожение в машинах-«душегубках» осуществлялось с помощью выхлопных газов, которые поступали в камеру, когда «душегубка» прибывала к могилам и стояла с работающим двигателем. В день одна «душегубка» делала от 4 до 7 таких рейсов и вмещала в себя около 100 человек. Перед тем как использовать душегубки повторно, ее тщательно вымывали военнопленные или евреи.
Из воспоминаний Шуваева, одного из 20 заключённых, которые обустраивали инфраструктуру лагеря:
…а с 10 мая (1942 г.) начали поступать эшелоны из Западной Европы… Большей частью это были евреи. Привозили каждый вторник и каждую пятницу. Против Тростенца проходила военная дорога и ходили бронепоезда. Они останавливались, и к ним подходили немецкие фургоны-«душегубки». Когда люди попадали в эти фургоны, они умирали от удушья газом. МАШИНЫ ВОЗВРАЩАЛИСЬ В ЛАГЕРЬ, И НАС, ЗАКЛЮЧЁННЫХ, ЗАСТАВЛЯЛИ МЫТЬ ИХ. В МАШИНАХ БЫЛО МНОГО КРОВИ, КЛОКИ ВЫРВАННЫХ ВОЛОС, ЗУБНЫЕ ПРОТЕЗЫ…
В начале 1944 г. с помощью 30 заключенных в лесу под д. Шашковка всего в нескольких сотнях метров от лагеря была вырыта яма 9 метров и в 2–3 метра в глубину и обустроена печь для сжигания расстрелянных тел. Одна сторона была с отлогим подходом. Стены ямы заключенные должны были закрепить бревнами. После появления (предположительно в марте) 2–3-метрового деревянного забора вокруг ямы, сжигание трупов превратилось в место казни: жертвы были вынуждены спуститься по платформе к настилу из бревен и лечь на него для расстрельных акций. К печи была подведена специальная дорога со спуском для машин-«душегубок» и грузовиков с живыми смертниками, которых на месте расстреливали, а затем забрасывали зажигательными бомбами и поливали горючими смесями.
ТРОСТИНЕЦ – ЛАГЕРЬ СМЕРТИ?
В лагере имелось большое хозяйство, узники выращивали сельскохозяйственные культуры, разводили коров, свиней, овец, кур и уток… На асфальтовом заводе, который находился на территории лагеря, изготавливали асфальт, чтобы проложить дорогу в направлении Минск–Могилев. Заключенные должны были также строить новую дорогу и сажать по обе стороны от нее тополя. На территории лагеря имелась санитарная часть, но медицинская помощь оказывалась немецким солдатам и офицерам, а так же «вольнонаемным» работникам, в том случае, если они обращались за помощью. По данным одного из бывших узников, в более позднее время в лагере был построено некое подобие футбольного стадиона. Изнеможденные, не спящие и уставшие люди обязаны были играть в футбол. Команда, которая победит получала приз. Какой? Один дополнительный день жизни. Проигравшую команду убивали сразу, победившую на следующий день.
В первое время в лагере пленных толпами загоняли в хлев, затем их начали размещать в бараках собственной постройки. Количество заключенных сильно колебалось и составляло от 200 до 1000 человек, лишь немногим из которых удалось остаться в живых. Те, кто выжил рассказывали, что их загоняли в сарай расстреливали, поливали бензином, сверху клали бревна. Затем следующих людей заводили, и тоже расстреляли, облили бензином, положили бревна. Каждая новая партия людей шла по трупам своих братьев по несчастью. И так пока сарай не забьется доверху. Люди – бревна, люди – бревна, люди – бревна. А потом все это поджигали и такой огромный костер горел от двух недель до месяца.
Из протокола опроса бывшей заключённой концлагеря по улице Широкой
Степаниды Савинской, которая спаслась во время расстрела в сарае:
ПО КОМАНДЕ НЕМЦЕВ ВЫШЛИ ИЗ МАШИНЫ И ТАКЖЕ ВЛЕЗЛИ НАВЕРХ УЛОЖЕННЫХ ТРУПОВ, И НАС НАЧАЛИ РАССТРЕЛИВАТЬ. Когда послышались выстрелы, я упала и была легко ранена в голову, будучи раненой, я продолжала лежать на трупах до позднего вечера. Немецкие палачи в этот день привезли в сарай еще две машины с женщинами, которые были расстреляны на моих глазах. Там же были дети от 3 до 10 лет.
Степанида Савинская сумела убежать и затем две недели пряталась на болоте, питаясь травой и жабами, и не знала, что Минск освобождён. Также она рассказала, прячясь где-то в кустах, она видела толпу людей среди них она отметила для себя маму и девочку лет 8. Она была с бантиками. Девочка что-то радостно спрашивала у мамы, а та отвечала с нежной улыбкой и гладила дочь по голове. Они не знали, что их убъют через пару минут. Степанида знала, но ничего не могла сделать.
А ЧТО ПОТОМ?
Осенью 43-го года уже стало ясно, что за преступления в Благовщине, возможно, придётся отвечать – в войне произошёл перелом. И нацисты начинают последовательно уничтожать следы: раскапывают ямы и сжигают тела. В конце 43-го лес в Благовщине дымил несколько месяцев.
После освобождения Беларуси советские следователи обнаружили в урочище Благовщина 34 ямы-могилы: каждая больше 30 метров длиной, 5 метров шириной и 3 – глубиной. Причём собственно тел там не было. Были пепел и кости.
ОТВЕЧАЮ НА СВОЙ ВОПРОС
Изучать прошлое стоит только ввиду того, что если люди не будут знать ошибок предков, то они не смогут исключить их появления в будущем. Если абстрагироваться от истории, у человека просто не получится верно осмыслить то, что он имеет и оценить это по-настоящему. Очень важно, когда действительно есть с чем сравнить. Многие могут сказать, что постичь дух предков – это не первостепенная задача, что отнюдь не так. Нужно изучать историю, сформировавшиеся устои, традиции и уже на их базе формировать что-то новое. Именно поэтому указанному предмету уделяется столь много внимания, когда речь идёт о школьной программе.
Многие недооценивают опыт прошлых лет, поэтому именно от него нужно отталкиваться. В истории можно черпать силу и вдохновение. Для человека свойственно искать причинно-следственные связи или же находить ответы на вопросы. В этом поможет история народа. Славяне должны чтить свои «корни», чтобы укреплять духовность и веру в лучшее. В ином случае скоро от национальной принадлежности и государственности не останется и следа.