28 марта 2025 года в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи прошел форум «Буллинг? Не в моей школе!», организованный в рамках сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Мероприятие собрало учащихся и педагогов со всей страны и стало важным этапом реализации экспериментального проекта «Дружественная и безопасная среда в учреждениях общего среднего образования», который осуществляется совместно с Институтом психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.
Форум начался с интерактивного квеста под названием «Школа мечты». Участники были разделены на команды, каждая из которых получила название животных, что способствовало созданию дружественной атмосферы. Ребята работали над созданием плакатов, отражающих их представления об идеальном и ужасном уроках.
Команды «кошечек» и «собачек» разработали критерии идеального урока, а «свинки» и «коровки» представили свои идеи о том, что делает урок плохим. В результате обсуждений участники совместно создали кодекс школы и кодекс класса, включающие их пожелания и мечты о том, как они хотели бы видеть свою школу.
Следующим этапом форума стало составление портрета идеального педагога.
Участники записывали качества, которые, по их мнению, должны присутствовать у профессионалов, и затем презентовали свои работы. Также важной частью активности стало обсуждение чувства безопасности в различных местах школы. Участники получили карточки трех цветов: зеленую (комфортно), оранжевую (средняя безопасность) и красную (небезопасно). Они наклеивали карточки на бумажку с названиями определенных мест в школе, таких как столовая или кабинет классного руководителя, указывая свои ощущения. В результате обсуждений ребята пришли к общему мнению о необходимости сделать школьные гардеробы просторнее и заменить мебель в кабинетах на более мягкую.
В рамках форума также прошло «Мировое кафе», где обсуждались темы, связанные с буллингом и кибербуллингом. Что же представляет из себя «мировое кафе»? Это метод, который позволяет быстро организовать живое общение, где участники могут вести как серьезные беседы, так и неформальные обсуждения. В процессе работы в группах участники ротировались между столами, фиксируя наработанную информацию и изучая результаты труда предыдущих групп.
Темы обсуждений включали: «Голос подростка: как нас услышать по-настоящему», «Рекомендации родителям и взрослым», Роль учителя/взрослого/школьной администрации в безопасности: доверие, поддержка, внимание», а также «Безопасность детей и подростков в интернете». В конце форума участники презентовали разработанные рекомендации и предложения.
Одним из ключевых моментов форума стало выступление старшего координатора по вопросам защиты детства ЮНИСЕФ в Беларуси Дмитрия Шилина. Он рассказал о проекте «Дружественная и поддерживающая школа», поделившись опытом создания пространства поддержки и доверия в учебном заведении.
Заведующая кафедры психологии и развития личности БГПУ имени М. Танка Алла Музычко подчеркнула важность создания безопасной образовательной среды для всех участников процесса.
Форум «Буллинг? Не в моей школе!» стал важным шагом к созданию безопасной и поддерживающей атмосферы в учебном заведении. Участники не только обсудили актуальные проблемы, но и предложили конкретные решения для их устранения. Мы надеемся, что результаты данного мероприятия помогут сделать наши школы местом, где каждый чувствует себя комфортно и под защитой!
Отличная статья!