Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший: или конфликт главных героев в романе «Отцы и дети»

Абитуриент Рецензия

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший…

А. Грибоедов. Горе от ума

В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев сумел отобразить противоречия, возникшие в обществе накануне падения крепостного права, в том числе и обострение классовой борьбы в стране. В спорах и столкновениях двух героев романа — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, Тургенев воплотил основной конфликт «отцов» и «детей»

На страницах романа столкнулись люди, имеющие разные, порой противоположные мнения по различным вопросам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, не даёт соглашаться им со взглядами оппонента, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую — личностных особенностей) углубляет этот конфликт.

Прежде чем сравнить их общественно-политические взгляды, следует обратить внимание на внешность и стиль поведения героев. Подтянутость, изысканность, аристократизм — всё это было присуще Кирсанову. Вот, какое описание даёт герою И.С. Тургенев: «Весь облик Аркадиева дяди, изящный. Породистый, сохранил юношескую стройность…». Образ Е. Базарова же, наоборот, отражение небрежности, грубоватости и, в какой-то мере, развязности: «- Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротничок балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

Различие социального положения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпечаток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.

Отцы и дети» Иван Тургенев - купить книгу «Отцы и дети» в Минске —  Издательство Эксмо на OZ.by

Итак, разночинец по происхождению (сын полкового лекаря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а особенно — романтического, либерального идеализма. Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем».

Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший «светский лев»: «… все меня знают за человека либерального и любящего прогресс…»

Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не задумываясь: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит». Своеобразно и его отношение к природе, которая для него лишена романтической таинственности и загадочности: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эксперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.

Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, поможет человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — такая же «гниль и художество», как и искусство, «романтизм»: «Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». И в этом он противоречит сам себе, поскольку стремится утвердить себя как личность, не похожую на других.

Гордясь тем, что понимает народ и умеет разговаривать с мужиками, Базаров в то же время резко отзывается о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность. Павел Петрович же любит народ, «всегда вступается за крестьян», прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет общаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем «барина» (и они правы).

В поединках Базарова с Павлом Петровичем истина не рождается: участниками спора движет не стремление к ней, а взаимная социальная нетерпимость. Все принципы Павла Кирсанова сводятся к одному — защитить старый порядок. Принципы молодого «нигилиста» тоже сводятся в конечном счёте к одному — уничтожить этот порядок.

Роман Тургенева «Отцы и дети» не только отразил целую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между «детьми» и «отцами», которые будут спорить друг с другом, наверное, во все времена.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *