Субботним утром второго апреля некоторым ученикам баранской гимназии, а также болбасовской и оршанской средних школ пришлось подняться с постели довольно рано: их ожидала поездка на мероприятие «Каникулы на журфаке», проходящее в БГУ. Сонные учащиеся сели в автобус и поехали на факультет журналистики проводить последние деньки каникул с пользой.
Перед началом мероприятия участников разделили по нескольким мастерским, для которых были характерны определенные виды СМИ: радио, видеоконтент и печатные издания. Каждая группа имела конкретный цвет своей ленточки. Так я выбрала «Печатное издание в эпоху цифровизации», и мне досталась табличка участника на красной ленточке, поэтому я готова рассказать, чем запомнились «Каникулы на журфаке» моей команде.
После короткой фотосессии мы направились в аудиторию, находящуюся на третьем этаже. Тут нас ожидал короткий видео опрос, в котором мог поучаствовать любой желающий. В адрес респондентов последовали такие вопросы, как «Почему решила участвовать в мероприятии?», «Кем вы видите себя на журфаке?», а также предлагали продолжить фразу «Я выбираю журфак, потому что…». Тогда никто и не догадывался, что с этой фразой будет связано дальнейшее задание. По окончанию видео опроса в аудиторию вошла старший преподаватель кафедры печати и веб-журналистики Саянова Наталья Вячеславовна и объявила, что в дальнейшем нас ожидают три мастер-класса и специальные задания.
Участников разделили на две группы, уж очень их было много, одни остались смотреть презентацию, а другие отправились в кабинет для фоторепортажа. Впоследствии команды поменяются, так что никто не останется в обиде. Исходя из слайдов презентации Натальи Вячеславовны, зритель мог открыть для себя, как подготовить интересный материал и какие виды его бывают, что чаще всего привлекает читателей в теме, как обозначить часто используемые особенности и слова при написании статьи. Например, я для себя узнала, что высказывать личную позицию стоит не всегда: она должна присутствовать только в лаконичных новостях.
Писать эссе мы направились в компьютерный класс, размещавшийся неподалеку. Нам сказали, что на мини-сочинение дается пару минут, а после выберут две лучшие работы и дадут их авторам призы. Однако не всем детям удалось отправить свое эссе на электронный адрес университета, поскольку сайт почты открылся на китайском языке, поэтому им разрешили скопировать творения на флешку.
Для проведения следующего мастер-класса мы поднялись на верхний этаж. По пути в нужную аудиторию сопровождающая пояснила команде, что сейчас мастерской печатного издания предстоит снимать репортаж на тему «Каникулы на журфаке». Задача была такова: снять красивый факт, а затем прислать снимки по почте, а также отправить и свою фотографию. Разрешалось отправлять максимально десять фактов, причем как вертикальных, так и горизонтальных. А на завершающем этапе должны были выбрать лучшие.
На последнем мастер-классе участникам показывали на экране, как создавать колонтитулы и как они меняются на шаблонах, и рассказывали о верстке и печатных полосах. Учили помещать картинку на примере логотипа журфака БГУ. Долгое время пришлось просматривать сообщения на электронной почте с целью выбрать подходящую фотографию для верстанного материала, и наконец решили добавить снимок с нашей группой, который по пути в одну из аудиторий сделала сопровождающая. А на главной полосе читателя приветствовал девиз «Будущее журфака — это мы»!
Вот и настал завершающий этап «Каникул на журфаке». В актовом зале участников всех мастерских собрал журналист, который может говорить на любую тему Игорь Тур. Он с удовольствием отвечал на вопросы абитуриентов, да и просто школьников об учебе на журфаке в печатных СМИ, о работе, например, программе «Пропаганда», о профессионализме, о YouTube канале «Главный. Тур». Так благодаря политическому обозревателю ОНТ, я усвоила несколько важных уроков для своего журналистского будущего: если хочешь побороть лень, то можно стиснуть зубы и насильно заставлять себя выполнять работу или же стараться трудиться два дня, а потом три-четыре отдыхать; все дела нужно делать вовремя, а не затягивать до окончания дедлайна; не расстраиваться, когда допустил ошибку при написании статьи. А после выступления Игоря Тура, многие из школьников попросили его оставить автограф, на сертификатах, врученных еще во время третьего мастер-класса за участие в мероприятии.
На церемонии закрытия «Каникул на журфаке» выступили студенты первого курса с музыкальными номерами, и весь зал наполнился светом телефонных фонарей. Многие взрослые аплодировали стоя. Вскоре на сцену вышла замдекана Басова Анна Ивановна и поприветствовала участников школы молодого журналиста и студента на неделю, а также родителей этих детей. На экране было показано видео об этом субботнем дне, а затем стали объявлять победителей конкурса эссе «Год исторической памяти», ранее стартовавшем на журфаке. Не забыли и про самых активных участников из трех мастерских: им тоже вручили призы. А ранее сверстанный медиапродукт с нашей групповой фотографией на центральной полосе подарили декану факультета Самусевич Ольге Михайловне.
Мероприятие «Каникулы на журфаке» не оставило равнодушным ни одного из участников: кто-то, собираясь в будущем поступать на этот факультет, получил достаточно мотивации, многие заполнили свое портфолио новыми грамотами и сертификатом, некоторые нашли новых друзей и знакомых, а есть люди, попробовавшие себя в новой роли. Что-то подобное испытали и мои товарищи и я, прибывшие в этот светлый храм — факультет журналистики БГУ.