Институт журналистики БГУ уже более 10 лет сотрудничает с Институтом повышения квалификации журналистов Швеции FOJO. В текущем учебном году – с декабря по март – в нашем институте, а также в шведских городах Кальмаре и Стокгольме проходил семинар по Web-журналистике, который включал три этапа.
Первый этап семинара начался в Минске. Два полных учебных дня занятия со студентами и преподавателями проводил специалист в области Интернет-технологий Юнас Сёдештрем и менеджер проекта Ольга Вале. Следует отметить, что студенты не просто присутствовали на лекциях: они принимали активное участие в обсуждении тем, касающихся Интернет-изданий. Вообще занятия шведского преподавателя носили активный обучающий характер, никто не оставался сторонним наблюдателем: все были участниками большого разговора о быстро возрастающей роли Web-журналистики в мире. Юнас Сёдештрем отмечал большую заинтересованность белорусских студентов. К слову, Юнас хорошо говорит по-русски и частенько употребляет некоторые белорусские слова. Он старался отвечать на все вопросы, и если на какой-то из них он не мог ответить сразу, то на следующий день давал исчерпывающий ответ, который часто сопровождался специально подобранными для этого видеоматериалами или Web-страничками. Всем запомнилось интерактивное интервью, которое провел Юнас Сёдештрем с заместителем главного редактора национальной ежедневной шведской газеты Dagens Nyheter Нильсом Охманом о будущем Интернет-изданий специально для нашего семинара.
– Сотрудничество между нашими учебными заведениями развивается в правильном направлении и в положительном ключе, – комментирует менеджер проекта Ольга Вале. – Надо сказать, что главная задача института Fojo в этом проекте не рассказывать студентам и преподавателям как «надо делать журналистику», потому что готовых рецептов у нас нет. Наша задача – создать платформу для общения, обмена мнениями, опытом и навыками. Наша цель — рассказать и показать, как шведские журналисты-практики видят развитие профессии в будущем, как они работают и подготавливают журналистов нового поколения. Надеюсь, что шведский опыт и учебные семинары станут полезным и важным звеном в развитии современной белорусской журналистики.
Вторым этапом семинара был ознакомительный визит 20 студентов нашего факультета в столицу Швеции, в город Стокгольм, а также преподавателей института в шведский город Кальмар. Цель поездки – знакомство с медиаландшафтом Швеции, освоение специальной программы в русле современных тенденций развития Web-журналистики.
Можно долго перечислять, что увидели, где побывали, с кем познакомились, что взяли для своей будущей профессии наши студенты. Ключевыми были посещения Общественного телевидения Швеции, редакции региональной шведской газеты Eskilstuna-Kuriren, информационного агентства новостей, медиа-центра национальных изданий Dagens Nyheter и Expressen, факультета журналистики Стокгольмского университета.
Особенно хочется отметить встречу с известным тележурналистом и профессором Эриком Фихтелиусом. Он – живая легенда для белорусских студентов, которые на протяжении всего обучения профессии изучают его книгу «Десять заповедей журналистики». Поэтому встреча с ним была значимой для каждого будущего журналиста. Во многом она носила импровизированный характер, так как это была ролевая игра, в ходе которой можно было почувствовать себя то американским президентом, то журналистом, от которого зависит судьба не только одного отдельно взятого государства, но и будущее миллионов людей, а может и всей планеты. Во время занятия студенты поняли не только то, зачем нужны журналисты, но и всю меру ответственности, которую несет в себе эта нелегкая профессия. Эрик Фихтелиус обратил особое внимание на то, что каждый журналист, находясь перед нелегким выбором относительно последствий своего материала, должен соблюдать нейтральность и отдавать приоритет истине.
А на факультете журналистики Стокгольмского университета белорусских гостей встречали радушно, со шведским гостеприимством. Наши студенты могли познакомиться со спецификой системы обучения в Швеции, провести параллели с белорусским опытом. На факультете журналистики, к примеру, учится 400 студентов и работает 45 преподавателей. Уже после 3-х лет обучения, у студента есть возможность получить ученую степень бакалавра, а после 5-ти – степень магистра.
Третий этап семинара, который проходил в Минске, был обобщением того, что узнали и увидели белорусские студенты и преподаватели в Швеции, что можно внедрить в практику белорусской Web-журналистики уже сегодня, что такое раскрутка сайта. Не забыли и про белорусское гостеприимство: шведские гости побывали в «сердце» БелТА, в редакции одной из общенациональных газет, а также смогли посмотреть культурную жизнь столицы.
– Наш совместный проект с Институтом FOJO по новой методике длится третий год, – говорит Елена Ивановна Кононова, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, руководитель международных проектов со Швецией и Германией в Институте журналистики БГУ. – За это время были проведены трехэтапные семинары по темам: «Модели развития и функции региональных СМИ», «Функционирование СМИ в многонациональном государстве», «Современные тенденции редакционного менеджмента». Эта методика дает большой эффект для белорусских партнеров. Опыт шведов нам очень важен, ведь по исследованиям ЮНЕСКО Швеция в Европе занимает одно из первых мест по обеспеченности СМИ, кроме того, шведская журналистика славится своими демократическими традициями. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться.
Кстати, очередным мероприятием проекта будет открытая лекция «Этические принципы журналистики» профессора Эрика Фихтелиуса для студентов, которую планируется провести в стенах Института журналистики БГУ 25 и 26 мая.
Не пропустите!
Полезная информация:
в Швеции
— 20 000 журналистов;
— 300 000 блоггеров (в 2001 году их было всего 30);
— Нет государственных СМИ;
— 169 газет;
— 122 из них имеют свои сайты;
— В ежедневной газете Dagens Nyheter 160 страниц формата А4;
— Размещение рекламы на 3-й полосе в крупнейших шведских газетах стоит 30-50 тысяч евро;
— На общественных телеканалах нет рекламы;
— Не принято дублировать фильмы и передачи на иностранном языке – только вставка субтитров;
— Средняя зарплата – 2 300 евро в месяц;
— Швед должен проработать 2-4 часа, чтобы заработать себе на месячный безлимитный доступ в Интернет со скоростью 7-50 Мбит/сек;
— Полностью бесплатное образование;
Александра Воеводина, Алексей Ковалёв.
Alex Smith, а где же картинка? No thumbnail на главной как-то не смотрится..
Мне посчастливилось поприсутствовать только на первом этапе семинара. Тем не менее, узнала немало интересных фактов о веб-журналистике благодаря выступлению Юнаса. Есть о чем вспомнить.
>>Полезная информация: Александра Воеводина, Алексей Ковалёв.
🙂
вай. куча текста. Если бы хоть что-нибудь выделили из этого массива (опорные слова, цифры, даты, названия имена т.д ), было бы проще читать. и приятнее.
Вообще-то, в интернет Сми принято абзацы делать не более 5-6 строк и отделять их строкой-пробелом.
А в Кальмаре, в Фойо очень вкусный кофе в кофейном автомате. А там тоже был, кофе пил. Веб-дизайну учился.
А текста действительно много. И отфторматирован он плохо. Хотите быть веб-журналистами — учитесь писать читабельно в Сети.
Хотелось бы принять участие в обучении в институте FOJO, проект еще продолжается?