Прошедшая неделя ознаменовалась незаурядным событием. В столице Украины 20 мая медиаактивисты собрались на конференции «Интернет-маркетинг в Украине-2009». Поначалу ничего не предвещало сенсации. В программе был заявлен доклад «Что рекламодателю хорошо, то СМИ — смерть». После того же, как слово дали Зинаиде Кольцовой и Евгению Гаврилину, все уставились на сцену.
Перед выступлением к трибуне был вынесен… погребальный венок с символической надписью: «Традиционным медиа от Интернета». Этот перфоманс, как сообщает в своём онлайн-журнале Тёма Майнас, стал самым запоминающимся моментом первого дня киевской конференции. Хоть сравнения Интернет-СМИ с телевидением и печатными изданиями были весьма корректны, у слушателей конференции не осталось сомнений, за кем будущее рекламы…
Про что было выступление? К сожалению, не довелось присутствовать на этой конференции. Подробности пришлось узнавать из блогов. Речь шла о «смерти» печатной прессы под натиском бурно растущего Интернета. Новые цифровые каналы коммуникации пишут некролог газетам. Контент становится мобильным. По мере распространения широкополосного доступа в Интернет рекламодатели все чаще направляют свои бюджеты в онлайн. В то же время доходы печатных версий СМИ, особенно газет, имеют устойчивую тенденцию к сокращению.
Подобные конференции, заметим, в последнее время походят с завидной периодичностью. Прошлой осенью в Киеве медиаактивистов собрал Blogcamp CEE 2008. В декабре 2008 года в Институте журналистики БГУ прошел Байкемп — не-конференция в формате Web 2.0. Затем приверженцы новых медиа встретились в Алматы и в Баку. Несколько громких событий в медийной Интернет-сфере запланированы на лето 2009 года. Неспроста все это. Неспроста.
Предчувствуя смену эпох, кто-то из руководителей The New York Times не так давно сказал: «Кажется я знаю, как чувствовали себя динозавры, когда наступил Ледниковый период». Далеко не все журналисты печатных СМИ, разумеется, поддерживают это мнение. «Подожди нас раньше времени хоронить! – со злостью в голосе сказал как-то мне редактор одной из региональных газет. — Кто ты такой, чтобы кликушестовать? Мне уже 60 лет. Я всю жизнь проработал в журналистике. Не может быть, чтобы Интернет заменил печатные СМИ. Это как в фильме…»
Далее я понял, что речь пойдет о киноленте «Москва слезам не верит». Там кто-то говорил про телевидение. Стоп! Надоело. Это аргумент мы слышим уже в сотый раз. Когда же я спросил, много ли читателей той региональной газеты составляет молодежь, седовласый редактор потупил взор. Не нашел, что ответить. Перевел разговор на другую тему. На днях видел его на выставке «СМИ в Беларуси». Редактор не изменил своего мнения.
Правда, у стенда, где выставлялась та самая газета, толпились преимущественно люди пенсионного и предпенсионного возраста. Молодежь равнодушно проходила мимо. Ее не интересовали даже бесплатные газеты, выложенные на стенде. Парни и девушки всматривались в экраны своих смартфонов в поисках бесплатного Wi-Fi. Бесполезно. Беспроводного Интернета на выставке не было. Про Интернет-СМИ также не было сказано ни слова.
Пора посмотреть вокруг. Мы на пороге внедрения в Беларуси широкополосного и беспроводного Интернета с технологиями 3G. Стремительно распространяются цифровые способы доставки контента. Мобильные телефоны превращаются в персонифицированные медианосители. Все чаще мы узнаем новоcти из блогов и микроблогов. Меняется сама модель потребления массовой информации. Хотим мы этого или нет.
Погребальный венок с траурными лентами на конференции по Интернет-маркетингу – не лучший способ выразить своё мнение. Похоронной атрибутике место на кладбище. Тем не менее, перфоманс в Киеве удался. Традиционные медиа в очередной раз получили предупреждение от Интернета. Конкурируйте. Или проиграете. Похороны не похороны, но какие-то невеселые события на нас надвигаются. И на рынке традиционных медиа, и на определяющем его рекламном рынке. Зрелище обещает быть.
Динозавры всегда вымирают. В природе не бывает случайностей. Если бы не произошло изменение климата, то динозавры вымерли бы от болезней. Природа уничтожила бы их в любом случае, потому что они являлись тупиковой ветвью эволюции.
А город подумал, ученья идут.
Ну вот уже лучше. Хотя бы у Майнаса подучитесь, что такое веб-журналистика.
спасибо за совет. мы бы без тебя никак
Неправильно похоронили! Не по-градюшкински!
Александр ведь предсказывал смерть печатников от голода и безработицы в 2043-ем!
О_о
Да ну бредятина, украинцы несколько поторопились, впрочем, как обычно)))