Веб-журналистика: за и против

web_20092043 год… Многим людям эта дата ни о чём не говорит. А вот студентам журфака, да и многим работникам СМИ это повод для многочисленных дискуссий: когда «вымрут» газеты и займёт ли веб-журналистика их место? С этим вопросом мы обратились к специалистам. Их мнения были условно поделены на «ЗА» и «ПРОТИВ». Почему? Всё просто: пока никто не может точно ответить на этот вопрос.

ЗА

03-d0bcd0b8d0bdd0b4d0b8-d0bcd0b0d0bad0b0d0b4d0b0d0bcd181-d184d0bed182d0be-d0b8d0b7-d0bbd0b8d187d0bdd0bed0b3d0be-d0b0d180d185d0b8d0b25Минди МакАдамс, профессор (курс Онлайн-журналистики) факультета журналистики и коммуникаций Университета Флориды

Сложно предвидеть будущее, но в США некоторые ежедневные газеты закрываются, потому что теряют читательскую аудиторию, а их доходы от рекламы уменьшаются.

Александр Николайчук

Александр Николайчук

Александр Николайчук, директор PR-агентства ETC, координатор проекта Радио TUT.BY Веб-журналистика несомненно будет доминировать. Прогресс остановить невозможно. В свое время люди искренне верили, что музыка живет только в виниловых пластинках, а телефоны навечно связаны проводами и коммутаторами. Сегодня мы пользуемся mp3-проигрывателями и носим в карманах мобильные телефоны, рассуждая: когда же умрет стационарная связь. Точно так СМИ и журналистику ждут неизбежные перемены. Отменить их может только война и потеря современных знаний. Если завтра мы вновь окажемся на пороге пещерного века, тогда веб-журналистика будет невостребованной. Хотя я считаю, что журналистика не может делится на веб и не веб. Качественная журналистика имеет свойство мутировать, приспосабливаться и выживать в любых технических условиях.

Отдельные преподаватели факультета журналистики БГУ считают, что Веб-журналистика – это умение оперативно реагировать на события и лаконично излагать информацию на Веб-ресурсах. Дескать, классики печатных СМИ так не умеют. При этом вопрос таланта и качества подготовки остается за бортом. На самом деле талантливый журналист, как и талантливый солдат может работать (читай «воевать») в любых условиях. Не важно, на танке с аналитической и занудной броней или с новостным огрызком саперной лопатки. Важно быть настоящим журналистом, стремиться сделать свою профессию лучше, пытаться пробиться к новым горизонтам. Вопрос веб или не веб отпадет сам собой.

Печатные и электронные СМИ – всего лишь инструмент, белая стена на которой можно написать все что угодно. Если завтра все начнут писать на стенах и появится понятие wall-журналистика, суть профессии она не изменит. Читатель будет искать на стенах интересные заметки и качественную информацию. А на то, как она разнесена по штукатурке, он обратит внимание в последнюю очередь. Журналистика – это творческий прогресс, который подстраивается (уклоняется, пригибается, перепрыгивает) под технический. Другое дело, что веб-журналистика подразумевает активные гимнастические упражнения каждый день, в то время, как классика – это минимальный набор телодвижений, отработанных и совершаемых даже во сне. Так что веб-журналистика вытеснит классику, но только за счет своей подвижности, моментальной реакции и возможности изобрести вместо велосипеда космический корабль.

Алистер Крилмэн

Алистер Крилмэн

Алистер Крилмэн, координатор дистанционного обучения Университета Кальмара (Швеция)

Много спорят о будущем газет и качестве журналистики, особенно в США, где газеты вроде Boston Globe исчезают из-за конкуренции с Интернетом. Мы должны найти способ обезопасить будущее журналистики, и для этого требуются деньги. Конечно, блоги и твиттеры хорошо информируют, но мы не можем полагаться только лишь на репортеров-дилетантов. Проблема в том, что, например, любой Интернет-источник явялется бесплатным и целиком спонсируется за счет рекламы. Я не думаю, что мы можем полностью положиться на эту схему, т.к уже сейчас мы видим ухудшения в он-лайн рекламе, ведь на самом деле не многие люди  проходят по ссылкам.
[[
l;l;;k;;kk;;
Сан Саныч!

Сан Саныч!

Александр Градюшко, доцент Института журналистики БГУ

По мнению зарубежных учёных, индустрия печатных СМИ находится на пороге крупнейшего кризиса за всю свою историю. Во-первых, растут затраты на печать и распространение газет. Во-вторых, молодая аудитория предпочитает получать новости из Интернета. В-третьих, активно заявляют о себе новые медиа (социальные сети, блоги, Twitter и др.), которые предлагают совершенно новую модель медиапотребления. Рядовой человек возвращается в Интернет в качестве автора. Наконец, рекламодатели уходят в Интернет. Лично мне надоела реклама по ТВ.
Помимо того, широкополосный и беспроводной Интернет по технологии 3G способствует развитию мобильной журналистики. Пройдет совсем немного времени, и основным источником информации о происходящих в мире событиях для нас станет мобильный телефон.
Добавлю, что за последние годы в ближнем и дальнем зарубежье вышло немало докладов («Trends in Newsrooms 2009», «Российский рынок периодической печати-2009» и др.), авторы которых доказывают: веб-журналистика имеет огромный потенциал. Нравится нам это или нет, мы будем следовать за мировыми тенденциями. На наших глазах произойдут большие перемены на рынке «старых» СМИ. Поезд уже отправляется. С нами или без нас.

ПРОТИВ

Сергей Дубовик

Сергей Дубовик

Сергей Дубовик, директор Института журналистики БГУ:

Думаю, что не скоро веб-журналистика вытеснит газеты. Многие говорили, что с появлением телевидения не будет радио. Но нет: всё существует параллельно. Так и Интернет-издания будут работать параллельно с печатными.

Елена Вартанова

Елена Вартанова

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ

Ответ на этот вопрос совсем не короткий, исследователи думают на эту тему уже несколько лет, обсуждая ее на многочисленных конференциях и форумах. Мое личное мнение: бумажные газеты продолжат жить, хотя возникнут новые формы этого существования, предполагающие и электронные версии. Традиционная журналистика должна не просто выжить, но сохраниться, потому что такие профессиональные роли журналиста, как навигатор, модератор, комментатор, непрофессиональная журналистика выполнять не сможет.

Виталий Вашкевич

Виталий Вашкевич

Виталий Вашкевич, доцент Института журналистики БГУ:

Я не против веб-журналистики, но считаю, что она не вытеснит традиционные СМИ. Что касается электронных версий газет – то это уже не газеты, а что-то другое. Но что, пока точно неизвестно. Во многих странах (в том числе Беларуси, России и Украине), кроме разве что скандинавских, Интернет-издания не вытесняют газеты. Да и вообще у нас многие журналисты не берутся за создание как веб-версий печатных СМИ, так и самостоятельных веб-изданий – они попросту не окупаются. В Беларуси нет таких изданий, которые смогли бы вытеснить газеты. Технологии идут вперёд, развиваются, но газеты будут продолжать существовать.

Анна Цыганкова, кассир «Белсоюзпечати»

Развитие Интернета не сильно влияет на существование газет и журналов: они не закрываются. Хотя часто приходится слышать: «Ай, не будем мы покупать газету, лучше в Интернете пойдём почитаем». Но консервативные люди по-прежнему отдают предпочтение печатным СМИ. Им хочется больше читать газету, чем «лазить» в Интернете. Хотя студенты часто предпочитают услугу заказ контрольных.

Владимир Капцев, доцент Института журналистики БГУ:

Я считаю, что не следовало вводить специальность «Журналистика (веб-журналистика)». Гораздо лучше, если бы это была долгоиграющая дисциплина. Хотя сложно сейчас говорить, пока мы не увидим результата на выходе. Поэтому сейчас выгоднее всего быть газетчиком. Те, кто сейчас заканчивают факультет журналистики, осваивают всё сами. А этому следовало бы учить всех студентов.

Мы не берёмся делать точных выводов и не можем подвести итог данной дискуссии. Уж слишком много но… Посмотрим, что будет в 2043 году…

Александра ВОЕВОДИНА, Алексей КОВАЛЁВ, «ЖурФакты«

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Alex Smith

Студент 2 курса журфака БГУ, печатные СМИ. Занимаюсь музыкой. Окончил музыкальную школу по классу гобоя. Пою в двух металлических проектах. Увлекаюсь шведской культурой, политологией, историей президентсва в США, читаю Wikipedia, учу шведский язык. Не курю=)

Веб-журналистика: за и против: 68 комментариев

  • 25.06.2009 в 19:32
    Permalink

    «Кстати, почему комментарий Владимира Анатольевича (последний, коротенький, без фото) в графе «против»? »

    «Их мнения были условно поделены на «ЗА» и «ПРОТИВ». » В принципе, тут все высказывали нейтральную точку зрения. Просто кто-то больше склонялся к «ЗА», а кто-то к «ПРОТИВ». Спасибо, кстати, за адекватный комментарий!

    «а мусье Капцев тоже специалист с авторитетным мнением?»

    Поавторитетнее вашего.

    «да, ведь у него айфон)»

    Кто знает, теперь это возможно и так=)

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.06.2009 в 20:15
    Permalink

    я смотрю пропал ДжиТи))) все-таки, иногда полезно приостанавливать работу ресурса!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 07.08.2009 в 19:20
    Permalink

    Никак не могу определиться куда поступать…..на аудиовизуальные СМИ или на веб-журналистику…кто может что посоветовать?? =)

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 08.08.2009 в 12:20
    Permalink

    поступай туда, куда легче. все равно нигде тебя ничему практически не научат 🙂

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 20.08.2009 в 19:41
    Permalink

    народ, вы вообще осознаете, что это люди читают? и ваши комменты нецензурные практически все говорят о материалах сами… печально…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 09.10.2009 в 20:04
    Permalink

    Ваш сайт, firefox не дает открыть говорит вирусы.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 09.04.2010 в 23:06
    Permalink

    а мультимедийный контент вытеснит в конце-концов и текст из веба.

    2Mixsula’
    Лучше на аудиовизуальные СМИ поступайте — перспективнее.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *