Пресс-секретарь. 5 правил успешной работы.

Наболело Универ

С развитием сферы коммуникаций распространение любой информации за последнее десятилетие ускорилось в десятки раз, и мощности «Сарафанного радио» позавидует любой современный медиа-холдинг. Теперь, что бы не случилось в мире – информация с места событий разлетается по всемирной паутине с огромной скоростью и сопровождается «горячими» фактами, фото и видео. Вот только всей этой братии «народной журналистики» зачастую очень не хватает редактора, и в погоне за популярностью и «лайками» некоторые подливают масла в огонь горящих новостей.

В связи с этим необходимость и значимость должности пресс-секретаря резко возросла в последние годы. Руководители организаций различных форм собственности активно добавляют в штаты единицу, отвечающую за связи с общественностью, но, зачастую ни руководители, ни те, кто приходит работать на эти должности, до конца не понимают, как должна быть организована эта работа.

Опираясь на собственный опыт, попробую кратко изложить основные правила работы лица, отвечающего за взаимодействие со СМИ и общественностью.

1. Ближе к руководителю – выше эффективность.

Понимать эту фразу нужно в контексте подчиненности и доступности. Лицо, отвечающее за работу со СМИ, должно быть в прямом ( и единственном) подчинении у руководителя организации. И связь эта должна быть обратной. Руководитель должен быть доступен для связи и решения вопросов с пресс-секретарем постоянно. Чем длиннее эта цепочка в иерархии и времени – тем ниже эффективность и оперативность пресс-секретаря. Журналисты не будут ждать сутки вашу версию, они моментально сгенерируют свою. Любые, даже самые правдивые слова, сказанные после, будут выглядеть оправданием.

2. Взгляд со стороны – один из ключевых навыков.

Пресс-секретарь должен быть глубоко и искренне «пропитан» идеями и целями компании, однако он должен уметь трезво посмотреть на все, что происходит в компании, оценить все так, как это могут воспринять другие, не связанные со сферой деятельности компании люди. Именно такая позиция поможет всегда правильно формировать посыл и к людям через СМИ, и писать «вкусные» пресс-релизы для самих СМИ. Только отчетливо и без прикрас понимая, что действительно актуально и интересно в вашей деятельности, можно успешно наладить работу по продвижению идей компании.

3. Пресс-секретарь – это переводчик с «языка компании» на «общечеловеческий язык».

Лицо, отвечающее за работу с общественностью и прессой, должно четко ориентироваться во всех процессах, происходящих в компании, знать кто, каким образом и для чего выполняет свою работу. Это первостепенно! Пресс-секретарь – это прежде всего профессионал в сфере деятельности компании, а уж потом хороший журналист. Чем выше уровень профессионализма пресс-секретаря в обоих сферах, тем меньше ему нужно для сбора нужной информации внутри компании и последующей ее адаптации для выдачи журналистам. Если выдавать все как есть, со спецтерминами, кучей цифр и т.д, либо наоборот – «налить воды» красивыми словами, то это будет мало кому интересно на выходе.

4. Работайте в той сфере и с теми людьми, идеи которых вы разделяете.

Можно быть бесконечно «острым» на язык, профессиональным лгуном и идеальным подхалимом. Но если вас это устраивает как человека, то мне как минимум вас жалко. Но худшее в этом всем то, что если вы не будете верить в то, что говорите людям и журналистам, все равно рано или поздно вашу неискренность «раскусят». Пресс-секретарь – это адвокат на общественном суде, каждым словом защищающий интересы компании, и если не верить в то, что делаешь, то аргументы в защиту быстро заканчиваются.

Касательно человека, с которым напрямую работает пресс-секретарь – руководителя компании – не обязательно с ним дружить, но к нему должно быть искреннее уважение. Пресс-секретарь, если не заместитель, то уж точно советник руководителя, и если между ними нет честности и взаимоуважения, построить нормальную работу не получится. Часто приходится говорить руководителю ту правду, которая важна, но которую он явно не будет рад слышать. Поэтому лесть и ложь непременно вскроются. И кому-то надоест, либо быть обманутым, либо постоянно обманывать.

5. Относитесь к журналистам так, как хотите, чтобы относились к вам.

Формальности, согласования, «бумажки» никто не отменял и часто этого не избежать. Но, если вы хотите наладить действительно эффективную работу с журналистами, нужно обходить в работе те формальности, которыми можно пренебречь в данный момент, чтобы ускорить процесс решения возникшего вопроса. Журналисты – это ваш рупор, через который вы доносите нужную информацию до людей. Но и они должны чувствовать, что и вы для них – всегда доступный источник информации по вашей теме. Всегда снимайте трубку, всегда разговаривайте вежливо, всегда помогайте, если можете помочь. И тогда, в тот момент, когда это будет не совсем нужно и интересно журналисту, но очень срочно и важно для вас, вы сможете рассчитывать на взаимность. Человеческие отношения никто не отменял.

Подводя итог сказанному, хочу добавить, что выбирая профессию пресс-секретаря нужно помнить, что это не должность, а образ жизни. Такая работа часто не знает временных рамок, не терпит промедлений и быстро наскучит, если не верить в то, что сам делаешь. Я надеюсь, что прочитавшие мои слова руководители будут искать на эти должности людей, подходящих под описанные правила, а соискатели – будут понимать, на что они идут.

                      Виталий Дембовский.



5 комментариев по теме “Пресс-секретарь. 5 правил успешной работы.

  1. «3. Пресс-секретарь – это переводчик с «языка компании» на «общечеловеческий язык».

    Лицо, отвечающее за работу с общественностью и прессой, должно четко ориентироваться во всех процессах, происходящих в компании, знать кто, каким образом и для чего выполняет свою работу. Это первостепенно! Пресс-секретарь – это прежде всего профессионал в сфере деятельности компании, а уж потом хороший журналист.»

    А что делать если это девочка с журфака, а еще хуже с филфака, которая «не в теме»?
    Или дядечка и ПТО, который вроде в теме, но очень «официально-деловой»
    Как им стать профессионалами в сфере, какой нибудь очень тяжелой промышленности?

  2. Вот и вопрос в том, что изначально нельзя пускать девочку такую самостоятельно открывать рот по серьезным темам. Иначе есть риск прославиться как Псаки и прославить всю компанию 🙂

  3. Что скажут девочки?
    читающие этот блог?)
    Интересно ваше мнение, будущие пресс-секретари, как собираетесь познавать азы профессии?

  4. Годная статейка. По сути все верно сказано. Современным руководиелям не достает понимания, как должен работать пресс-секретарь. Хуже всего, когда они считают, что он начальник всех СМИ и может всегда указывать что писать и как писать. И во всех косяках компании, всплывших в СМИ, виноват пресс-секретарь, а не тот умник, который накосячил.

    Руководителям на стол, короче! 😉

  5. А что девочки думают? Девочки согласны с мнением автора!Хотя вот только что молодые девочки думают — не возьмусь сказать.
    Не знаю, что молодежь сейчас себе воображает — многих послушаю студенток, так видно, что пока в глубоком космосе. И плохо, если приземляют их потом резко и больно и вешают на них «всех сабак». 15 лет уже в журналистике, раньше реально как-то проще было — информационное пространство журналисты формировали. А сейчас СМИ подхватывают с форумов и твиттеров то, что интересно людям, часто не разбираясь в правдивости и актуальности.
    Теперь не СМИ формирует сознание, а общественная мысль управляет СМИ.

    Потому гасить «вбросы» на корню и хоть как-то формировать правильную позицию приходиться пресс-секам и пиарщикам, которые иногда в одном лице. Сперва какой-то дурачек ляпнет гадость в сети. СМИ подхватят, а ты доказывай потом всем, что ты не дурак и такого не было…
    Свобода слова! Что поделать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *