Галина Адамович.Необычное в привычном.

 

galina-2Встречались ли вам в жизни люди-маяки? Люди, заставляющие вас задуматься и открыть для себя другую сторону жизни? Для меня таким человеком стала белорусский режиссер документального кино Галина Адамович. Вместе с ней я  одним глазом заглядываю на «кинокухню» и учусь видеть необычное в привычном:

Галина, расскажите, чем отличается работа режиссера от других профессий?

— Кино такая профессия, которую многие изучают, но немногие в ней остаются. Любой новый проект – это встреча со страхом, ведь каждый раз, снимая картину, задаешься вопросом: «А интересно ли это кому-то кроме меня?» Неважно, первый ли это фильм или двадцатый. Страх всегда присутствует.

Как с ним бороться?

— Прежде чем снимать кино, надо искать свой интерес. Помнить о том, что в отличие от музыканта, главный инструмент режиссера – он сам. Чтобы снимать, нужно иметь смелость стоять на своем.

По-моему, документальное кино – не для каждого зрителя. Поэтому всегда есть риск оказаться невостребованным.

— Современное кино – искусство во многом грубое и простое. Время интеллектуального и сложного кино, каким оно было в 70-х годах, прошло. Все упрощается – стоит взглянуть на Голливудские фильмы и мультики. Они ведь лидеры кинопроката. Мой первый фильм назывался «Турусы на колесах» (1993), что значит «чепуха», «вздор». Это пример неудачного названия. Мало кто из зрителей сегодня понимает его.

На встрече с участниками медиамастерской

На встрече с участниками медиамастерской

В упрощении виновата мода или время неудачное? Не обидно за документальное кино?

— Не могу сказать, что время плохое. Люди, приходя с работы, хотят отдыхать, а не задумываться над смыслом жизни. Это нормально.

Многие ваши фильмы – лауреаты и победители международных конкурсов. Как вы относитесь к чужой оценке своего труда?

К наградам отношусь спокойно. И к их отсутствию тоже. Сейчас мне достаточно того, что у меня есть моя аудитория, я знаю людей, которым нравится моя работа. Поэтому могу себе позволить снимать то, что мне действительно нравится. Снимать в большой степени для себя. Наверное, это не правильно, но пока так. (Улыбается).

Желание снимать для себя было у вас изначально или пришло со временем?

— Я не всегда была такой. В молодости хотела, чтобы мои фильмы увидело как можно больше людей. И это правильно. Если вы снимаете кино, всегда нужно думать о том, кому и где его будете показывать, как продвигать. Я знаю о работах своих коллег, об общих тенденциях в кино, новых лентах на кинофестивалях, но сегодня мне более интересен съемочный процесс как таковой.

Режиссер документального кино должен в первую очередь мыслить творчески и образно или уметь вникать в суть вещей и анализировать?

— Какой должен быть режиссер: аналитик или эмоциональный — вам никто не скажет, ведь фильмы бывают разные. Есть, например, лента Сергея Лозницы «Полустанок» (2001), где люди сидят на маленькой станции, спят, а мимо проносятся поезда, как олицетворение самой жизни, которая проходит. Сюжет взят из головы, а сам фильм четко рассчитан, почти математически. Режиссер как бы находится над ситуацией.
А есть фильм «Трансформатор» (2003) Антуана Каттена и Павла Костомарова, где два мужика везли из Питера в Москву пятидесятитонноый трансформатор. Мужики лихо взялись за дело, но до Москвы не доехали — на половине пути трансформатор упал с грузовика. И они остались его охранять до приезда начальства, от скуки потребляя водку литрами. Ситуация нелепая и невероятно смешная. Фильм немного нелогичный, но эмоциональный. Поэтому, как режиссер вы можете быть исследователем, а можете – рассказчиком анекдотов.

Я - эмоциональный режиссер

Я — эмоциональный режиссер

Какой подход ближе лично вам?

— Не очень люблю «математическое» кино. Больше нравится быть не над ситуацией, наблюдая за ней, а проживать ее вместе с героями, находиться внутри. Я — эмоциональный режиссер.

Для меня ваше кино, прежде всего, кино о необычных героях. Это дар наблюдательности или особое умение находить и чувствовать людей?

— Думаю, ни то, ни другое. Что–то интересное можно найти в каждом человеке. Здесь нет особых секретов. Тебе не должно быть жалко времени, чтобы узнать личную историю. Часто привожу в пример «золотое правило журналистики»: человек интересен, когда им интересуются.

Галина Адамович

Галина Адамович

Перед началом работы стоит разобраться, кто твой герой, какой он? Одно из самых важных умений режиссера — это способность сразу понять, сможете ли вы работать с этими людьми, получится ли с ними воплотить идею.

Нужно, наверное, очень любить людей, чтобы искренне интересоваться каждым человеком, вникать в его жизнь?

— Вовсе нет. Многие фильмы на самом деле не добавляют любви к людям. Ты начинаешь вникать в людские истории, и тебе открывается иногда то, о чем лучше не знать. И потом с этим знанием приходится жить. Поэтому важно уметь психологически отвлекаться.
Беларусь — страна небольшая, все мы живем примерно в равных условиях, ходим по похожим улицам, видим из окон один и тот же город. Откройте секрет: как вам удается замечать что-то иное в обыденных на первый взгляд вещах и ситуациях?

— Темы работ нередко подсказывает сама жизнь. Но любой вопрос, над которым я работаю, всегда пропускаю через сердце. Ленту «Полюбите меня черненьким» (1993) (о детях-мулатах, живущих в детском доме) я снимала достаточно давно, но она до сих пор меня эмоционально трогает.Наверное, это потому, что в тот период у меня были похожие проблемы одиночества и порванных связей, попытки «вписаться» в общество», которое не очень-то радо вас принять, потому что вы не похожи на большинство

Идея фильма «Мама придет!»(2008) (об одном дне малышей в детском саду) появилась у меня, когда дочка пошла в детский сад. Это ведь уникальный для человека опыт, он впервые сталкивается с обществом, другими людьми.

Кадр из фильма  "Мама придет!"

Кадр из фильма
«Мама придет!»

Легко ли работать с детьми?

-Дети отличные герои. Во-первых, они не боятся камеры. Во-вторых, открыто выражают эмоции. Им не стыдно. Если ходят с голой попой, значит так должно быть, по их мнению. (Улыбается).

Кадр из фильма "Мама придет!"

Кадр из фильма
«Мама придет!»

 

 

 

 

 

 

 

Как реагировали родители, когда узнали, что будут снимать кино про их детей?

— Никак. Многие не захотели смотреть. Не знаю почему. Может быть, думали, что мы будем деньги просить за фильм. А жаль — хотелось узнать, что они думают о моей работе.

Есть ли среди ваших фильмов те, которые вам не нравятся?

— Не могу сказать, что люблю картину «Гений места»(2003) (о том, что у каждого места и города мира есть свой дух). Фильм хорош как идея, но сейчас понимаю, что воплотить ее можно было и по-другому. Во время съемок со Славой Иноземцевым (руководитель и актер белорусского пластического театра «ИнЖест»), я его как-то боялась. Тогда еще мало работала с актерами в кадре. Непривычно было.

Что можно сделать, чтобы привлечь зрителей к документальному кино?

— Вкладывать в него эмоции. Тогда зритель их почувствует и проживет вместе с режиссером. Кроме того, люди любят истории. Их можно рассказывать не только в игровом кино, но и в документальном. Истории ведь не обязательно должны быть выдуманными. Они вокруг нас. Стоит только оглянуться по сторонам.

Вопросы задавала: Оксана Шерстюк
За фото спасибо: Алеся Песенко,
ассистент координатора проекта «Медиамастерская«,
PR-менеджер СРК «ЭГАЛИТЕ»
Интервью подготовлено в рамках социального проекта «Медиамастерская «Эгалите»
.
(* Проект направлен на социальную и профессиональную интеграцию граждан с разными возможностями посредством обучения участников проекта основам режиссуры, видео-журналистики, фотографии и медиакомпетентности*).


Посмотреть кино Галины Адамович:

Галина Адамович.Необычное в привычном.: 1 комментарий

  • 26.01.2015 в 0:17
    Permalink

    Дзякуй, Аксана, за цікавае інтэрв’ю!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -1-1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *