Человек – плоть и кровь репортажа

sx8iZ_I0Ukk

3 и 4 декабря журфак посетил спортивный журналист из Швеции Бьёрн Нурдлинг. Напомним, что это второй визит шведского лектора. В прошлый раз Бьёрн поделился советами о том, как стать хорошим журналистом. В этот раз он рассказал “ЖФ”, как сделать репортаж историей.

Для начала хотелось бы задать пару вопросов о журналистской этике. Как определить границу между личной жизнью спортсмена и общественной?

В нашей редакции мы сообщаем о чем-тоиз частной жизни, если этоповлияет на спортивную карьеру. Например, когда спортсмен не принимает участие в матче, потому что находится под следствием или в суде. На шведском телевидении мы стараемся меньше вмешиваться в частную жизнь в отличие от таблоидов.

А в каких случаях возможно использование скрытых камер?

Мы используем их только для раскрытия махинаций или каких-либо преступлений. Другими словами, когда нет другой возможности узнать правду.

Бьёрн, вы готовите очень много репортажей и интервью. С чего начинаете работу над ними?

С подготовки. Важно знать как можно больше о человеке, с которым разговариваешь. И не только фактическую информацию, например, сколько у него золотых медалей, но и более общую, чтобы знать, как вести себя с ним.В таких случаяхзвонютому, кто знает этого человека и расскажет мне о нем.В результате подготовкиможно обойти барьер, когда человек начнет закрываться. Акогда готовимся к съемкам и оператор делает техническую работу, я пытаюсь расположить человека к себе. Это помогает.

Когда вы готовы, казалось бы, ко всему, какие проблемы могут возникнуть в создании или сборе информации?

Чаще проблема в том, что на интервью отводится мало времени или разрешают снимать что-то определенное. Поэтому нужно быть гибким – когда настроился на что-то определенное и гнешь свою линию, это вряд ли доведет до добра.

Как журналистам общаться с интервьюируемым?

Если нужно задать сложный вопрос, задайте пару более простых и легких. Человеку важно позволить раскрыться. Если задавать сложные вопросы сразу,он замкнется. Если стоит задача спросить что-то конкретное, рекомендую спрашивать, меняя формулировки: он может увернуться от одной, а с помощью другойбудет выведен на чистую воду.

Поделитесь секретом: как сделать из репортажа историю?

Журналисты делают стандартный отчет спортивного мероприятия. Например, едут на волейбол и рассказывают, какой счет игры. Потом беруткомментарий у спортсмена, забившего больше голов. Такие репортажи должны быть, но можно сделать иначе: найти игрока, у которого есть специальная техника бросков или вернувшегося в спорт после травмы. Это уже будет интересной историей. Важно встретиться с героем перед матчем: тогда зрителю будет любопытно наблюдать за героем интервью, а нашей задачей станет предоставление картинки. Когда репортаж такой, он притягивает большую аудиторию, чем просто круг интересующихся этими командами. Важно  найти историю, чтобы репортаж имел больше плоти и крови.

В спортивной журналистике Вы уже более 20 лет. Чего не хватает этому направлению?

У моего поколения журналистов не хватает драйва.Поэтому в спортивной журналистике малое количество расследовательских материалов. Нужно больше делать таких репортажей и открывать правду общественности. Думаю, что молодое поколение спортивных журналистов лучше справляется с этой задачей. Оно чувствует потребности времени.

Насколько важна командная работа в спортивной журналистике?

С оператором нужно говорить о том, что хотите рассказать и показать в репортаже. Они тоже профессионалы и знают, что снимать и как снимать. Но если сказать о цели репортажа, хорошихкадров будет больше. Поэтому мы очень много обсуждаем. И я могу указать ему на хороший кадр, а он– напомнить мне вопрос. Сложнее, когда езжу один с камерой и не с кем посоветоваться.

Бьёрн, вы рассказали, как сделать из репортажа историю. Но как его сделать живым и интересным?

Во время интервью человек напрягается и играет роль интервьюируемого. Если заснять разговор героя с другом, мы получим нечто документальное, но не похожее на интервью. Это можно включать на 5-10 секунд, тогда репортаж получится более живым. Или когда человек тренируется, а зритель слышит его дыхание, это добавляет элементы драматургии. Старайтесь снимать человека в движении. Когда я делаю репортаж, сначала беру интервью, чтобы знать, на какие кадры обратить внимание при съемке потом. Например,спортсмен говорит о новом тренажере, на котором он занимается, тогда стоит снять, как он упражняется на нем. Интересно жеувидеть не только интервью с ним, но и процесс тренировки.

Вероника ГАМЗЮКОВА, 2 курс

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

админ ЖФ

"ЖФ" родились в 2009 году на кафедре периодической печати. Наша прописка: г. Минск, Кальварийская, 9.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *