Гостеприимность, система Ганапольского и СМИ, или Шведские каникулы

Новости

Далеко не первый год в начале февраля студенты Института журналистики отправляются в Швецию. Здесь они принимают участие в учебно-ознакомительном визите, где их знакомят со шведской системой СМИ, работой в редакциях и другими местными журналистскими «фишечками». Не стал исключением и этот год.

7 февраля на земле страны «трех корон» высадился наш «десант»: 20 студентов ИЖ, а также сопровождавшие их заместитель директора по научной работе Наталья Анатольевна Зубченок и переводчик Евгения Горюнова. Среди двадцати студентов оказался и автор этого материала. Попробую рассказать о том, что запомнилось и что разочаровало

Запомнилось: 

1. Доброжелательность и гостеприимность 

В аэропорт Каструп, что в нескольких километрах от столицы Дании — Копенгагена, мы приземлились в районе шести часов вечера по местному времени (разница в часовых поясах между Беларусью и Швецией — два часа — прим.авт.). Там нас встретил шведский медиаэксперт и руководитель визита Петер Соммерштейн, который уже не раз приезжал в Минск со своими лекциями и мастер-классами для студентов БГУ. Уже через 20 минут мы были в Швеции. Для тех, кто не знает — поясню: Копенгаген и шведский город Мальме разделяет Эрессунский мост, которые планы переходит в Эрессунский тоннель. Общая длина тоннеля и моста — 23 километра. Они пересекают одноименный пролив, который соединяет Балтийское и Северное моря. На шведской стороне моста нас остановила полиция, которая в условиях проблем с беженцами выполняет роль пограничников. Быстрая проверка документов — и мы отправляемся в город Кальмар, что в 300 километрах от Мальме. Здесь нас встретила Сара — администратор визита и программный координатор медиаинститута FOJO — организатора поездки со шведской стороны. В понедельник вечером состоялся совместный ужин, где мы вместе пели песни, говорили добрые слова и тосты друг другу, дарили подарки.

Во вторник в Швеции была масленица. Тут она празднуется за 40 дней до Пасхи. На масленицу шведы традиционно едят пирожные Semla — своего рода кексы с начинкой из марципана и пропиткой из взбитых сливок. Вкусная штука, скажу вам. Как рассказал Петер, приготовление этого пирожного — целое искусство.

Вскоре мы вернулись в Мальме, где пробыли большую часть поездки. Вечер среды выдался поистине фантастическим — состоялся званый ужин в гостевом доме местечка, где живет Петер. Он принадлежит определенному числу жителей поселка. Когда-то это здание собрались сносить, но жители выступили против и выкупили его.

Петер показал нам свое личный дом, познакомил нас со своей замечательной женой, а за столом рассказывал о своей жизни. Мы снова пели песни и танцевали — и Петер с супругой подпевали нам и даже танцевали с нами польку! А на пятницу нам запланировали подарок уровня «люкс»: поход на генеральную репетицию полуфинала второго по популярности музыкального шоу Европы — Melodifestivalen. По совместительству это шведский отбор на Евровидение. Почему уровня «люкс»? По нашим расчетам организаторы поездки потратили на наш поход на это мероприятие 15 тысяч крон, или полторы тысячи (!) евро — ну разве не «люкс»?! Нет, с такой гостеприимностью я не сталкивался нигде — все это было ОООООЧЕНЬ круто!

2. «Технология интервью»

Так называлась лекция, которую для нас провела журналистка Московского бюро «Радио Свобода» Елена Рыковцева. Она рассказала нам о своем жизненном и профессиональном опыте, как стоит и не стоит задавать вопросы.

 

Кроме того, Елена рассказала нам об особенностях интервью в прямом эфире и еще много чего интересного. А потом сделала нам сюрприз: объявила о том, что сейчас с нами на связь по Skype выйдет известный российский и украинский журналист Матвей Ганапольский. Система 45-минутного «урока» была такая: мы задаем Матвею Юрьевичу вопросы — он дает им свою оценку, а потом на них отвечает. Выше четверки у нас никто не получил. Больше того: чаще были двойки и тройки. Скажу откровенно: я поступил не совсем честно — задал два вопроса. Один получил тройку, второй — четверку. Кроме того, Ганапольский дал ряд очень важных советов.

 

Эту своеобразную игру мы вспоминали до конца поездки. После этого в нашей компании все вопросы оценивались по «системе Ганапольского», а фраза «человека, которого вы интервьюируете, вы должны облизать, расцеловать и подарить ему виртуальный тортик» вошла в список наших любимых фраз. Ну а после этого Елена отвечала на наши вопросы, связанные не только с журналистикой, но и с жизнью, и с современной Россией — в общем, было очень интересно.

3. Современные тенденции и методы работы шведских СМИ

В качестве примера для описания этого пункта возьму редакцию газеты «Sydsvenskan». Офис этой газеты мы посетили в Мальме.

В первую очередь, поразила общая атмосфера. Я бы назвал ее «творческим напряжением»: с одной стороны мы наблюдаем процесс творческий, а с другой — исключительно рабочий. Наверное, это происходит в любой редакции, но тут мне это приглянулось особо.

Кроме того — и это очень важная общемировая тенденция, на мой взгляд — СМИ приобретает конвергентный характер. Например та же газета «Sydsvenskan» выпускает печатную версию, интернет-портал, а также телевизионный канал. Правда не совсем такой канал, каким мы его себе представляем — нет программы передач, постоянного вещания. На сайте в определенной рубрике в разное время появляются ток-шоу, видеосюжеты — это и считается в Швеции (вполне заслуженно) современным телевидением. Это нам говорили и на SVT — шведском общественном телевидении. Контент разных видов СМИ совмещается — и выходит конвергентное издание. И каждый тип СМИ имеет свою аудиторию и свою популярность. Конечно, стоит отметить, что в Швеции интернет развит сильнее, чем в Беларуси. И средний возраст пользующихся интернетом выше.

 

Отдельно хочется затронуть серию публикаций «Sydsvenskan» о мальчике Амине. В начале 2015 года на вокзале города Мальме сотрудники охраны избили малолетнего парня африканской внешности. Один из очевидцев снял это на видео и выложил в интернет. История получила большую известность. Многие зарубежные СМИ, белорусские в том числе, писали об этом. Журналисты «Sydsvenskan» решили разыскать этого мальчика и узнать, что же произошло на вокзале на самом деле. Процесс был долгий: мальчик бегал из одного города в другой. Нашли его в Стокгольме спустя почти полгода. Оказалось, что паренек со своими друзьями самостоятельно добрался из Марокко в Швецию. Но конечной точкой его пути должна была стать Канада. Там он хотел заработать деньги для своего больного отца. Если вам интересно — найдите в интернете, почитайте. Поверьте, это того стоит.

И еще пару слов о шведском телевидении. Про структуру телевидения и радио я говорить не буду — эту информацию можно легко найти в интернете. SVT является одним из мировых лидеров в развитии телевизионных технологий. Каким выйдет Евровидение — 2016, которое пройдет через пару месяцев в Стокгольме, мы пока не знаем. Но можно вспомнить Евровидение — 2013, которое прошло как раз-таки в Мальме. И стало, по мнению критиков и экспертов, одним из лучших в истории.

Я уже упоминал про Melodifestivalen. Его делает и транслирует SVT.  Это точный аналог Евровидения, единственное — транслируют его только в Швеции. Но в финале баллы исполнителям выставляют не только шведские телезрители, но и международное жюри. Например, в прошлом году баллы выставляли профессиональные музыкальные эксперты таких стран, как Армения, Великобритания и Италия. Конечно, это не полный список. Но не в этом дело.

Уже говорил, что мы сидели в зале и наблюдали за генеральной репетицией второго полуфинала. Скажу честно: смотрел на экран, а не на сцену. Потому что на экране зрелищнее! В сочетании с живым звуком, конечно, потрясающее зрелище. Для примера можете найти выступление во втором полуфинале Melfest’а певицы Виктории (Wictoria) с песней Save Me. Прямо на теле певицы во время выступления выводились различные графические элементы! Уму не постижимо, казалось бы, — а нет, шведы этого уже достигли и вовсю используют. Поэтому хочется шведам за их телевизионные технологии поаплодировать стоя. Ну и посоветовать посмотрел конкурс песни Евровидение — 2016.

Разочаровало: 

1. Школа журналистики Лундского университета

Простите меня, но я не смогу выделить больше одного минуса. Больших разочарований не было. Кроме одного. О нем я сейчас скажу чуть подробнее. А все мелкие разочарования компенсировались классными и хорошими впечатлениями.

Теперь по поводу Школы журналистики в Лунде. Какие ожидания могут быть у типичного белоруса по поводу западного, в том числе шведского, образования? Большинству из нас кажется, конечно, что оно в разы лучше. Что ж, по поводу уровня образования ничего сказать не могу — не понял. Но студенты, которые пришли на встречу с нами, мне понравились только исключительным знанием английского языка.

Сразу могу сказать, что они старше нас. Средний возраст — 20-25 лет. Бывают старше, младше — реже. Не знаю, может они заранее не слишком позитивно по отношению к нам настроились, но были они какими-то унылыми, если так можно сказать. Короче, студенты совсем не впечатлили. Даже наоборот — сильно разочаровали.

Учащиеся лундского университета рассказывали нам о тех учебных проектах, которыми они занимаются: выпуск газеты, тематические интернет-порталы и т.д. Насколько я знаю, наши веб-журналисты занимаются разработкой интернет-порталов. И выпуск учебной газеты у нас есть, и ЖурФАКТЫ выпускаются… В этом плане они от нас точно не отличаются сильно.

Вот такой минус. Не так хорошо обоснованный, но тем не менее. В этом смысле на журфаке точно не хуже — даже лучше. А большая часть студентов ИЖ сильно поприветливее наших шведских коллег будет.

Короче, если обобщить — поездка выдалась замечательной. И я уверен, что еще все остальные подтвердят, что по Швеции уже даже и скучают. Замечательная страна. Замечательные люди. Замечательные эмоции. И крайне важные полученные новые знания. Эта Швеция в наших сердцах останется навсегда. Тем более, что у нас теперь там появился один большой друг — Петер Соммерштейн. И с Еленой Рыковцевой мы все имеем возможность общаться. И это здорово! Швеция закончилась, но Швеция продолжается! И это настоящий кайф. Tack, Sverige! Skål, Tre Kronor!

Фото: Даниил Шавров, Юлия Дубовская, Андрей Плещук

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *