Жизнь на осознанную «катушку»

Когда мы говорим о счастье, каждый думает о чём-то своём: кто-то представляет себе маленький домик с видом на озеро, кресло – качалку и любимую книгу, кто-то – тур по Европе с любимым человеком, а кто-то – сиюминутное удовлетворение своих желаний, будь они самыми сумбурными и сумасшедшими.
Требовать то, чего мы хотим, характерно для нашей человеческой сущности испокон веков, а удовлетворение желаний издавна у многих людей являлось чуть ли не смыслом жизни.

Впервые концепцию и определение гедонизма сформулировал Аристипп, основатель киренской или гедонистической школы, один из приближённых Сократа. Философ, имевший в своих учениях софистический уклон и ярую любовь к роскоши и женщинам. Основной идеей Аристиппа было наслаждение, однако он считал, что не стоит контролировать удовольствие и не отдаваться ему полностью.
Позже, во времена Людовика XV, гедонизм снова проявил себя в образе жизни французов, однако существовал он не как подход к желаниям и удовлетворению потребностей, а как оправдание аморальных поступков, которые характеризовали каждого второго представителя французского двора.


Преодолевая разные этапы истории, гедонизм дошёл и до 21 века, привлекая всё большее количество людей. Чтобы понять, как это, жить «по гедонизму», я задала несколько вопросов студентке Гродненского университета, обучающейся на факультете психологии, Александре Железняк. Она как раз тот человек, который не только знает о гедонизме, но и живёт, придерживаясь принципов этого течения.
Саша, гедонизм — движение европейское и сейчас снова набирает там обороты.

Как ты думаешь, почему ему так сложно проникнуть в нашу культуру, а тем более — в страны Востока, ведь, по сути, каждый человек «запрограммирован» получать удовольствие?

Всё-таки чтобы разобраться в системе гедонизма, и почему он у нас не так эффективно работает, придётся углубиться в историю создания. А появился гедонизм в античности, где еда круглый год. Когда люди начали задумываться о смысле жизни, о том, почему они появились, для чего и вообще с какой целью живут. В принципе в момент, когда начинает развиваться философия, появляется гедонизм. И он возникает благодаря историко-политическим, географическим факторам и факторам, связанным с менталитетом. То есть там, где у тебя была еда круглый год, постель круглый год, весь год тепло и хорошо, гедонизм он как бы сам вытек из себя, появился без каких-либо посторонних причин. То есть, если у нас всё есть, почему бы нам не получать от этого удовольствие? В нашей же культуре географическая ситуация совсем другая, и зимой без шубы не выжить. Ты не можешь, развлекаясь по жизни, получать удовольствие, потому что даже чтобы получать элементарно необходимое, тебе нужно выживать. Тем более историко-политические условия у нашего государства совсем другие, мы изначально рабы политической системы, так что в рамках государства мы далеко не индивидуальны. Так же, как известно, на Западе больше развит индивидуализм, у нас – коллективизм, все живём вместе и все – друг для друга. В Европе же личное развитие и личные проблемы важнее, чем коллективные. Сейчас же мало что поменялось. Мы выживаем зимой, помогает близким людям, живём коллективно. Альтруисты, в общем-то. В настоящее время гедонизм развивается немного с другой стороны, набирает другие обороты. Если в античности он воспринимался как удовлетворение своих базовых потребностей, то в 21 веке он развивается под гнётом современной жизни. Сейчас главное – самореализация и саморазвитие. В Европе каждый развивает своё личностное нутро, а у нас банально нет на себя времени. Что касается «запрограммированности», каждый хочет удовлетворить нужды своего организма, но «получать удовольствие» и «удовлетворить потребности» на сегодняшний момент – разные вещи. Есть в нас нечто другое, что заставляет нас развиваться и делать себя лучше изо дня в день. Это и есть современный гедонизм.

Представь, что каждый второй человек на Земле стал бы гедонистом. Как бы тогда выглядела наша жизнь?

Из-за того, что любое философское течение не имеет догм, каждый может воспринимать по-своему, и для кого-то это может быть абсолютная прокрастинация и жизнь в своё удовольствие, а для кого-то – толчком к развитию. В моём понимании, настоящий гедонизм должен быть стимулом двигаться постоянно вперёд, потому что у тебя есть какая-то цель. В гедонизме есть парадокс: у тебя есть какая-то конечная цель, которая принесёт тебе удовольствие, но чтобы её достичь, нужно совершить ряд действий, которыми ты не доволен. При этом зависит, на что человек настроен: на результат или на сам процесс? Если человек настроен на сам процесс, то он никогда не добьётся того, чего он хочет, и о современном гедонизме не может быть и речи. Этот человек сам загнётся в обществе, потому что сам для себя ничего не сможет сделать. В случае, если каждый второй человек становится гедонистом, в том плане, что он занимается тем, что ему нравится, учиться/работает там, где ему хочется, я вижу в этом большой плюс. Люди будут находиться на своём месте и выполнять свою работу качественно, а это отнюдь неплохо для современного общества.
Большинство из нас знает историю Дориана Грея, который жил в своё удовольствие, однако счастливого финала мы не дождались.

Как ты считаешь, где он мог допустить ошибку, ведя гедонистический образ жизни?

История Дориана Грея как раз отлично описывает ответ на мой второй вопрос. Есть люди, которые по-разному настроены и по-разному понимают гедонизм. Есть люди, которые могут жить в своё удовольствие, не задумываясь о том, какие последствия будут у их действий: они могут убивать, совершать другие противозаконные и аморальные действия только потому, что им это приносит счастье. Люди есть разного уровня осознанности: осознанности о том, что есть добро и зло, о том, насколько ты владеешь своей жизнью и как влияешь на жизнь других людей. Кому-то нужен злой «дяденька» сверху и несколько видов наказаний, кому-то – свод строгих законов, чтобы не совершать некоторые незаконные вещи. Но я думаю, чтобы действительно следовать идеям гедонизма, человеку перед этим нужно добиться такого уровня осознанности, чтобы он изначально знал, что делать не стоит, что априори плохо, а что является твоим удовольствием, при этом не мешающим другим людям. Дориан Грей жил «в кайф», потому что мог быть вечно молодым, но при этом душа его разрушалась. Это как раз тот момент, когда человек не осознал, что есть не только базовые потребности, а что-то более ценное, что заставляет тебя работать, двигаться вперёд, прогрессировать, тратить всю свою энергию, но когда ты удовлетворён полученным результатом. И вот оно гораздо более ценное, чем бытовое удовольствие, потому что всё то, что мы получаем постоянно, перестаёт нам импонировать. С каждым разом, употребляя своё любимое блюдо, оно всё меньше и меньше нам нравится, потому что оно приедается и теряет «изюминку» новизны. Когда ты добиваешься чего-либо, ты видишь не только результат, но и долгий процесс своей работы, в который вложил много труда. Именно в этом была проблема Дориана. Насколько я помню, в книге не шла речь о каких-либо высших ценностях. Он просто знал, что ему это дадут, он получал то, что хочет. Он не развивался, не вкладывал труд, поэтому душа его сгнила. И конец у этой книги отнюдь не счастливый.

Можно ли стать зависимой от этого образа жизни? Есть ли вероятность, что однажды можно просто не остановиться?

Сейчас будет немного физиологии. Я думаю, да, можно. Но вероятность того, что какой-либо человек, занимающийся гедонизмом, будет подвержен зависимости, крайне мала. Чтобы такое произошло, во-первых, человеку нужно иметь какой-нибудь источник, который неизменно будет приносить ему удовольствие без особых затрат сил и энергии. Второе: всё зависит от того, какие удовольствия он получает. По сути, если неправильно выбрать направления, это может привести к зависимости. Но не от гедонизма, а от процесса получения своих благ. Например, человек может подсесть на наркотики. В нашем мозге есть отдел, отвечающий за удовольствие и за наслаждение. И чем чаще ты стимулируешь эту часть мозга, употребляя наркотики, тем больше тебе хочется. Так же и с гедонизмом. И если ты воздействуешь каким-нибудь способом на эту часть мозга, то потом у тебя может быть ломка. В этом и опасность. В общем, всё зависит от того, как часто ты получаешь удовольствие, каким образом ты его получаешь и каким образом можешь регулировать свою реакцию.

Так же я попросила Александру написать мне список книг, фильмов, блоггеров, которые бы помогли лучше понять направление гедонизма. Итак:
Книги: Вадим Зеланд «Трансерфинг реальности» , Карен Берг «Самосаботаж»
Блогер: Маша Zолина
Фильмы (как не надо жить по гедонизму): Волк с Уолл-стрит, Дориан Грей, Коматозники (2017)

Получение удовольствия – это неотъемлемая часть нашей жизни, будь оно эстетическое или физиологическое. И самое главное – научиться не вредить себе своими желаниями.

Жизнь на осознанную «катушку»: 1 комментарий

  • 13.07.2018 в 13:08
    Permalink

    «Волк с Уолл-стрит» — просто лучший. А вот насчет гедонизма в Дориане Грее задумалась впервые. Спасибо за пищу для размышления!

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *