Ещё раз о кино

Культура Разное Рецензия

«Выбирай жизнь. Выбирай работу, карьеру, семью. Выбери свой первый дом, друзей, шикарные чемоданы. Выбери набор «Сделай сам», чтобы было чем заняться воскресным утром. Выбери загнивание в конце всего. Но выбери будущее. Выбирай жизнь… Но зачем мне все это? Я не стал выбирать жизнь… Я выбрал кое-что другое… Причины? Какие могут быть причины, когда есть героин?»
С подобной интриги начинается одна из самых пугающе-реалистичных историй Ирвина Уэлша – роман «Trainspotting» «На игле» (киноадаптация романа) не ждал толп фанатов или всеобщего признания, он был снят чуть ли не в спальном районе, однако отчего-то стал эталоном, обязательным к просмотру фильмом, врос глубокими и мощными корнями в культуру поколений.
Успех и мысли об удавшейся драме не давали режиссёру «На игле» покоя, и благодаря этому, спустя 20 лет, мир увидел продолжение трагической и ироничной жизни тех, кто вполне мог существовать в реальности. Сиквел вышел не менее очаровывающим, сентиментальным и пронизывающим, однако здесь было куда больше поучений: герои, прошедшие огонь, и воду, и медные трубы, говорили о своих ошибках и ненароком предупреждали тех, у кого еще много времени, чтобы измениться. Лично для меня, вторая часть «На игле» была более динамичной, а воспоминания героев о юности заставили задуматься о том, что я имею сейчас и что могу обрести (потерять) через пару лет.
«На игле» – кино не о наркотиках. И психотропы – даже не центральная тема. Они – всего лишь обстоятельства, вокруг которых вертится всё. Социальные проблемы, угнетение «других», отношение к страдающему – всё это отражено куда более тонко и неявственно, а потому, вероятно, невнимательный зритель, обыватель, заметит в киноадаптации только «наркотики и наркоманов с их вечным кайфом среди пестрых стен».
Значимую роль в обеих частях сыграли саундтреки. Музыка такой группы, как «Iggy Pop», всегда считалась музыкой свободы и служила примером для остальных музыкантов, желающих хоть немного приблизиться к главной сцене. И Игги сделал всё, чтобы «На игле» слился с его музыкой, чтобы он стал больше, чем просто фильм о проблемах. Он идеально отразил противоречия «Trainspotting», заставил одновременно ненавидеть героев и сочувствовать им.
Как и Достоевский, Дэнни Бойл (режиссер «На игле») не презирает ни наркоманов, ни самоубийц. Он просто говорит о том, что эта проблема имеет место, рассказывает, как ее можно перебороть. Режиссёр будто пытается сказать людям: ваша помощь прямо сейчас, в данный момент, нужна кому-то! Откликнитесь! Спасите того, кто заблудился! Но в то же время Бойл позволяет зрителю самому делать выбор. Он, в отличие от Маяковского, не учит «кроху» тому, что такое хорошо, а что такое плохо…
«На игле» – очень динамичный фильм. Всё следует друг за другом, а потому и смерть младенца воспринимается как обыденность. «Всё так и должно было быть», – говорит читатель (зритель) сам себе. «На игле 2» тоже динамичен, но динамика его отражается не в действиях – тишина, раздумья и диалоги являются здесь сердцевиной.
Я ощутила тоску героев явственно, прониклась этим тягучим чувством. Мне хотелось смеяться от того, какими жалкими неудачниками они были, но в то же время они были молоды! Жить в ожидании новой дозы, не знать, кто из друзей исчезнет завтра, бороться, но всегда проигрывать… И я хочу спросить у вас: не вызывает ли подобное хоть один-единственный отклик где-то внутри?
Хочется отметить цветовое оформление фильма: это пестрый и яркий, часто неоновый колорит, который, впрочем, затуманен. Не этот ли туман не позволяет героям вернуться в реальный мир? Не он ли заставил их потеряться? Для них будто всё обесцветилось…
Одной из центральных картин фильма является отсылка к названию романа – «Trainspotting». «Train» – поезд – обе части заканчиваются тем, что комната Марка Рентона (главного героя фильма) искажается, подобно составу, и уносится в даль.
Удивительно, но зритель терпеливо прождал 20 лет, чтобы встретится с повзрослевшими и изменившимися героями. Вторая часть объяснила многое из первого фильма, и ожидание того стоило.
«Выбери дизайнерское белье в тщетной попытке вдохнуть новую жизнь в ваши почившие отношения. Выбери сумки, модные туфли, чтобы почувствовать то, что выдают за счастье. Выбери фейсбук, твиттер, снепчат, инстаграм и тысячи других способов поливать желчью тех, кого не знаешь. Выбери почасовую оплату, два часа пересадок до работы и ту же участь для своих детей, только хуже, и жалей, что вообще их когда-то завел. Выбери бесконечное сожаление, что не прожил жизнь иначе. Выбери медленно, с наслаждением проглатывать то, что у тебя есть, а не биться за то, чего хочешь. Довольствуйся малым, но с лицом победителя. Выбери разочарование и утрату любимых людей, вместе с которыми каждый раз умирает и часть тебя. Пока не увидишь однажды, что постепенно, часть за частью, ушло все, и от тебя самого уже ровным счетом ничего не осталось. Выбери будущее, выбери жизнь…»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *