Исторические корни волшебной сказки

Культура Медиа Разное

Оказывается, корни всех сказок  уходят глубоко в прошлое. Каждая история, былина, предание, которые мы имеем сейчас, берет свое начало с реальных событий, которые произошли когда-то в прошлом. Я хочу остановиться на некоторых из них.

Многое, что мы читаем в народных сказках является правдой. И это не драконы с золотыми яблоками. Это действия героев, окружающая среда, на которую редко кто обращает внимание.

1. Дети в темнице. Отлучка.

Кто бы мог подумать, но самая обыкновенная фраза, с которой начинаются почти все сказки, может нести так много тайн. Обычно, после предложения: «В некотором царстве, в некотором государстве», нам показывают семью, в которой и будут развиваться события. Чаще всего это либо царская, либо счастливая крестьянская семья. В сказках мы можем часто наблюдать как родители, отлучаясь из дома, строго-настрого запрещают детям выходить из него и открывать дверь незнакомцам. Казалось бы, что здесь и нет ничего удивительного в том, что родители заботятся о своих детях.

Однако, проведя исследование, я заметила, что такой прием используется почти во всех народных сказках как русских, так и зарубежных. Это наводит меня на мысль, что это не случайно. Разве могут люди разных эпох и стран писать с одним и тем же элементом? Я считаю, что нет.

Все это отсылает нас к одной из эпох, а именно: возникновение ранней государственности. К царским детям и царям. Об этом также свидетельствуют и фразы: «И приказал он построить высокий столб, посадил Ивана-царевича и Елену Прекрасную и провизии туда поклал им на пять лет», «и приказал царь построить под землей комнаты, чтобы она там жила день и ночь». Как мы можем видеть, в этих фразах прослеживается одна очень важная деталь: всех героев либо как-то замуровывают, либо запрещают выходить из дома. К таким сказкам можно отнести «волк и семеро козлят» или «гуси-лебеди».

Это все связанно с возникновением ранней государственности, когда ни царские дети, ни сам царь, не имели права выходить из дома. Они жили в полной темноте, ни с кем не разговаривая, никого не видя, потому что это было запрещено, а еду действительно доставляли на пять лет вперед. Чаще всего это была вода и кусок хлеба.

В то время считалось, что именно от царя зависит благополучие народа, урожайность. Поэтому и царя, и его детей, тщательно охраняли. Их запрещено было видеть и разговаривать с ними. Так как нарушив запрет, можно было потерять не только уважение народа, а сверхъестественную силу, которой, как все верили, они обладали.

2. Лес. Обряды, которые проводила баба-яга.

Вы замечали, что почти во всех сказках фигурирует лес? Темный, дремучий, непроходимый… Во всех сказках, которые я читала, фигурирует именно такой лес. А затем, когда главный герой или героиня заходят в чащу, они непременно встречают бабу-ягу, которая пытается их съесть, приговаривая: «Садись на лопату, да полезай в печь». И знаете с чем это связанно?

Конечно, никакой бабы-яги в жизни никогда не существовало, однако ее образ символизирует смерть, а действия, которые проводила баба-яга — это обряды смерти, которые действительно проводили в то время.

Лес — это настоящий образ, в который уводили детей.

Дело в том, что в древнее времена, чаще всего именно юношей, уводили в лес и проводили над ними такие обряды, которые символизировали смерть в детстве и воскресение во взрослой жизни. Ночью, так как этот обряд был тайным, ребенка уводили в лес, в маленький дом, где и проводили обряды, которые могли продолжаться неделями. Не все выживали после этого.

Лопата с печкой — это реальный обряд. Младенца или юношу садили на лопату и помещали в заранее разогретую печь на пару секунд, после этого доставали и повторяли снова.

Обычно ребенка оставляли без еды и воды, подвешивали над полом, протыкая спину или отрубая мизинец. Кстати, отрубленный мизинец у взрослого мужчины или юноши в сказке так же часто появляется. Когда он просит царя, отца или кого-то другого не убивать, а отрезать мизинец.

3. Запрет стричь и расчесывать волосы.

И хотя такого запрета почти нигде не упоминается, можно отметить одну важную деталь, которая будет дополнять обряды в лесу, сказанные мной в предыдущем пункте. Однако теперь это касается девушек. Обращаясь к оригинальной сказке «Рапунцель» написанной братьями Гримм мы видим, что ее в 12 лет заключают в башню, обычно в это время девушка считается половозрелой. В то время верили, что в волосах находится душа и магическая сила, именно поэтому, в период менструации, девушек на это время уводили в лес, запрещая стричь и расчесывать волосы. При этом иногда ее вели в шлеме, который скрывал лицо, чтобы никто не видел.

Конечно, мы можем долго рассуждать на тему всех запретов, приводить еще больше связей, но в своей статье я лишь отметила три вещи, которые на первый взгляд кажутся совершенно обычными. Это ведь не те самые драконы и отравленные яблоки, на которые любой скажет, что это вымысел. Мы только затронули  тему, в которой большое количество подводных камней и тайн, через которые мы можем узнать тайны того времени.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *