Сегодня уже устойчивым является выражение «XXI век — век высоких компьютерных технологий». А ведь и правда: современный человек живёт в мире электронной культуры. Но какое оно — «цифровое общество»? Когда и каким образом человечество переступило порог этого нового периода истории?
Вспомним события XVIII-XIX веков. Это время промышленного переворота, перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Тогда же появилось понятие об индустриализации — трансформации преимущественно аграрной экономики в промышленное производство.
Промышленная революция совпала не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Начавшись в Великобритании, переворот «прошёлся» по странам Европы и США, позволил на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколениям перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.
Но ведь история всегда «движется по спирали» , взбираясь выше и выше: развитие человека не стоит на месте. Главными инструментами достижения цели стали информационные коммуникативные технологии, базирующиеся на электронике и генной инженерии. Массовая культура получила широкое развитие, возник ряд субкультур со своими уникальными характеристиками, экономика стала опираться на сферу услуг. Эти и многие другие процессы связывают с цифровой революцией и наступлением информационной эпохи в истории человечества. Последствия информационной революции в области информационных технологий (создание первых ЭВМ — Z3, компьютера Атанасова—Берри, изобретение транзисторов, миниатюризация, появление глобальной сети) принято считать предпосылкой перехода от индустриальный ступени к компьютерной. Эти достижения сделали возможным создание сложных технических систем, которые позволили обрабатывать огромные по сравнению с предыдущими годами объёмы информации.
Параллельно развивалась научная основа для эффективной работы и управления этих систем. Появился новый подход в методологии исследований — системный. В середине ΧΧ века Норбертом Винером была создана новая наука о взаимосвязях и управлении систем — кибернетика.
Всё это заложило основу для информационной революции, последствием которой стало возрастающее значение качественной, нужной информации.
Изменения коснулись не только различных сфер жизни, но и общества, его понимания действительности. На сегодняшний день социологами принято делить пользователей новых технологий на цифровое поколение и цифровых иммигрантов (такое разделение предложено Марком Пренски в 2001 году). За последние годы успело появиться на свет ещё одно поколение, которое условно называют «цифровыми с рождения». В связи с этим, владение информационными технологиями в современном мире ставится в один ряд с такими качествами, как уметь писать и читать. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью образа жизни человека XXI века. И если ещё пару лет назад персона, большую часть времени проводившая в интернете, считалась «странной», то сегодня подобное поведение рассматривается с обратной точки зрения.
Несмотря на многочисленные плюсы цифровой революции (а главный из них — упрощение жизни человека), есть и отрицательные стороны. Например, образовалась высокая конкуренция на рынке труда. Рабочие заменяются компьютерами, которые могут выполнять свою работу быстрее и эффективнее. Проблемой является и выбор нужной информации. Волны «спама» и «флуда» (причем не только в интернете, но и в СМИ) иногда делают получение действительно нужной информации задачей трудновыполнимой. А широкое использование средств вычислительной техники ставит ряд новых вызовов информационной безопасности отдельных организаций и лиц. Кроме того, под влиянием цифровой эпохи наблюдается деградация общества в сфере бытовой жизни.
Стоит отметить, что государственные власти делают все возможное, чтобы направить влияние тенденций информационной эры в полезное русло. Создаются различные платформы т организации, где современная молодежь может предлагать свои проекты для научного, социально-культурного развития. Делаются важные открытия в медицинской области, которые были бы невозможными без вмешательство нано-технологий. Отличным примером организации молодежной научной деятельности является создание на территории Беларуси в 2021 году Национального детского технопарка — учреждения образования, целью которого является поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научно-технической и инновационной практике, стремление к личностным научным достижениям.
СМИ также имеют существенное влияние на популяризацию научно-технической деятельности. В Республике Беларусь насчитывается около 900 научных изданий. Среди них журналы «Наука и техника», «Юный техник и изобретатель», «Наука и инновации» и другие. Также в изданиях часто можно увидеть публикации о научных исследованиях, открытиях.
В СМИ распространено понятие о конвергенции — процессе интеграции традиционных и новых медиа. Примером конвергенции может служить создание электронных медиаплощадок. Например, у информационного агентства «Минская правда» есть интернет-портал mlyn.by — их главный цифровой продукт. Таким образом СМИ «пытаются» соответствовать вызову современности, «влиться» в цифровую эпоху.
Одной из ярких тенденций в развитии общества в настоящее время является стремительное создание и совершенствование новейших технологий. Такие изменения активно влияют на человека, общество и культуру, несмотря на то что представляют собой базу для технологических преобразований. Отличительной чертой цифровой эпохи является формирование общественного устройства на основе социального равенства, однако затрудненность доступа к верной информации разрушает данную систему, создавая цифровое неравенство.