Дистанционное обучение в минских университетах: взгляд изнутри

Новости Универ

16 мая Минздрав сообщил, что Беларусь выходит на так называемое плато по коронавирусу. Сложно предсказать, как в дальнейшем будут развиваться события, но уже сейчас заметно упал уровень страха среди населения. Заканчивается и необычный для всех студентов семестр дистанционного обучения. У кого-то он прошел дома перед компьютером, кто-то учился в привычном режиме. Я расспросила студентов минских ВУЗов и узнала, как в их университетах был организован учебный процесс.

студент на дистанционном обучении

Диана, 1 курс БГТУ: «По сравнению с первым семестром, второй был гораздо хуже. Официального дистанционного обучения у нас не было, однако каждый студент мог написать заявление в деканат с просьбой перевести на него. Преподаватели такое не жаловали, поэтому всем, кто оставался во время учебы дома, потом пришлось разгребать много долгов. Мне, кстати, в том числе. Сессия сейчас проходит очно, единственное изменение – теперь все экзамены письменные, в виде контрольных. Вообще, я считаю, что в нашей стране более-менее смогли организовать дистанционное обучение. От ВУЗа к ВУЗу, конечно, все отличается, но в БГУ, насколько я знаю, всё было гораздо лучше, чем в нашем университете».

Ульяна, 1 курс БГМУ: «Во втором семестре мне явно не хватило практики. А у нас это самое важное, грубо говоря. Но я благодарна, что администрация позаботилась о здоровье студентов так, как этого требовала ситуация: полное дистанционное обучение, которое, к слову, очень оперативно и грамотно организовали. Пары у нас проходили на разных платформах: в Zoom, Skypе и так далее. Сессия в БГМУ также проходит дистанционно (в виде тестов/онлайн беседы)».

Лиза, 1 курс БГПУ: «Честно скажу, мне больше понравился второй семестр – он у нас был полностью дистанционный. Было больше возможностей по-своему организовывать время, больше поспать, делать все в непринужденной обстановке без очень строгой привязки ко времени и месту. Только по группе соскучилась – это из минусов. В нашем университете не было единой платформы для дистанционных занятий, поэтому все преподаватели потратили уйму времени, чтобы просто организовать рабочий процесс. Сессия сейчас проходит очно, но в письменной форме. Приходим, пишем контрольные и уходим, а результаты высылают к вечеру этого же дня. Как будущий преподаватель, могу сказать, что наша система образования явно не была готова к таким «экспериментам» с дистанционным обучением. Возможно, организовать какую-то единую платформу для студентов и преподавателей каждого университета/факультета было бы лучшим решением. Это бы значительно облегчило процесс обучения».

Ася, 2 курс БГУИР: «У нас дистанционное обучение установилось на процентов 50. Те преподаватели, которые проявили инициативу и читали лекции в онлайн формате, действительно улучшили качество лично моей подготовки, так как они загружали записи лекций, и, если что-то упущено, можно было еще раз пересмотреть и наверстать. Преподаватели пожилого возраста оказались не способными справится с «проблемой» дистанционного обучения, из-за чего материал пришлось разбирать самостоятельно. Что касается практических занятий, большинство преподавателей приняло курс «узучай и делай самостоятельно», давая нам только условия лабораторных работ. Но, например, молодые специалисты, а их у нас оказалось двое, проводили семинары с помощью Discord и отвечали на любые вопросы. Зачеты проходили дистанционно. В университет приходилось ездить только тем, у кого были пересдачи с комиссией. Экзамены сейчас проходят наполовину дистанционно, наполовину очно – в зависимости от преподавателя. Так, напимер, из 5 экзаменов на 2 курсе ПОИТа 3 проходят очно, 2 дистанционно. Если оценивать в целом ситуацию по стране, могу сказать, что на данном этапе ресурсов для установления полноценного дистанционного обучения недостаточно. Даже организованная система электронного обучения (СЭО) порой жутко тормозила от нагрузки одного потока студентов (это 150-200 человек). Но это, конечно, больше зависит от самих серверов университета. Мне больше повезло, чем студентам многих других ВУЗов, так как звание ведущего it-ВУЗа страны все-таки имеет значение. Благодаря тому, что каждый студент имеет персональный ноутбук (как и многие преподаватели), сама связь организовалась достаточно быстро (VK, Telegram). Но в остальных ВУЗах, школах и других учебных заведениях чаще всего нет таких возможностей. Поэтому на будущее я бы посоветовала высшим лицам заняться организацией стабильной платформы для связи, регламентацией единого формата проведения занятий, закупкой аппаратного и программного обеспечения.»

Маша, 1 курс БГЭУ: «По сравнению с первым семестром, второй был хуже, но дался легче. Ты сам себе выделяешь время на учебу, не тратишь деньги на дорогу. Но с другой стороны всё дистанционное обучение было неорганизованным. Лекции нам никто не читал, материал брали из учебников и электронной библиотеки БГЭУ. Нам давали задание и сроки выполнения – больше ничего. Если возникали вопросы, то всегда всё решалось через старосту, обратную связь можно было ждать днями. Легче второй семестр был в том плане, что многие преподаватели шли на уступки, давали возможность поднять оценку. Сессия у нас проходит очно, ездим в университет. По двум предметам нам дали выбор, как сдавать. Мы выбрали очно, так как преподаватели обещали не сильно придираться и дать возможность поднять оценку дополнительными вопросами. На дистанционной сдаче всё записывается на видео, никаких «плюшек».»

Соня, 1 курс БГУ: «У нас на факультете было полное дистанционное обучение. И лично для меня перенести его оказалось труднее, чем я рассчитывала. Очень тяжело и морально, и физически сидеть целыми днями за компьютером, тем более, домашней работы нам задавали в два, а то и в три раза больше. Но с другой стороны появилось чуть больше свободного времени. Однако первый и второй семестры просто не сравнить: первый был полон ярких, запоминающихся моментов, а второй просто рутинный и скучный. Сессия у нас проходит в таком формате, в котором обозначает преподаватель. Что-то очно, в масках и перчатках, а что-то дистанционно в Zoom или на платформе Moodle.»



Теги:

1 комментарий по теме “Дистанционное обучение в минских университетах: взгляд изнутри

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *