Совсем скоро сессия подойдет к концу, и студенты отправятся на практику. А вот выпускников ждет более серьезное испытание – первое место работы. Адаптация в новом коллективе, смена места жительства, боязнь ошибок – и это только часть страхов будущих молодых специалистов. Мы пообщались со старшим преподавателем БГУ, психологом, EMDR-терапевтом Еленой Каспаровой и узнали, как «выжать максимум» из периода отработки, не выгореть и найти такой важный баланс между работой и отдыхом.
– Совсем скоро студентов бюджетной формы обучения ждёт распределение. Но иногда получается так, что первое место работы не совсем устраивает выпускника. Как извлечь из этого периода максимум пользы?
– У многих выпускников нет опыта работы по специальности, и в этом плане первое место работы – хорошая возможность получить практический опыт в выбранной сфере. И даже, если первое место работы уже на этапе распределения не устраивает по каким-то причинам (содержание работы, расположение, зарплата), то из этого периода действительно можно извлечь пользу. Во-первых, необходимо определиться с тем, на какую карьерную позицию нацелен выпускник после отработки. Рекомендую написать несколько желаемых позиций и к каждой составить список компетенций, то есть, что должен уметь делать, какими навыками обладать. Тут речь не только о профессиональных навыках («hard skills»), но и социально-психологических («soft skills», например, навыки общения, критического мышления, генерации идей).
Важно четко сформулировать компетенции и определить степень их важности (необходимые, желательные, безразличные). Необходимо отметить те из них, которыми вы уже обладаете на высоком уровне и те, которые еще необходимо развивать. Не ошибусь, если скажу, что у выпускника в этом плане будет хорошее пространство для роста. Затем выделите те компетенции, которые можно развивать в разных видах деятельности. Это и будет составлять «полезную часть» периода отработки по распределению. Например, вы хотите работать в продажах, но вас распределили в школу учителем. На первой карьерной позиции от сотрудника, скорее всего, потребуется грамотная речь, вежливое общение, умение убеждать, уверенность в себе и др. Возможно ли совершенствовать данные качества в условиях педагогической деятельности в школе? Да! Например, выступая перед родителями на собрании, коллегами, разрешая конфликтные ситуации между учениками. Чем более творчески вы подойдете к поиску баланса между тем, что вы хотите и тем, что есть сейчас, тем меньше будет внутренне личностное напряжение.
– Часто молодым специалистам не хватает уверенности в своих силах. Как перестать бояться ошибиться на работе?
– Действительно, отсутствие опыта может влиять на самооценку, особенно если в коллективе много профессионалов. Молодой специалист волей-неволей начинает себя сравнивать с другими, хочет как можно быстрее «догнать». Кстати, это одна из частых причин переутомления и выгорания молодого специалиста. Поэтому хорошей рекомендацией будет вести ежедневник, в котором отмечать реалистичные цели на день, на неделю, на месяц; отмечать то, что выполнено, анализировать ошибки. Зафиксировав на бумаге то, что уже сделано, легче во времени проследить свой прогресс и присвоить успех.
Чтобы почувствовать себя увереннее, например, готовясь к выступлению на совещании или разговору с начальником, можно практиковать такое упражнение: вспомните о тех ситуациях в вашей жизни, когда вы вели себя уверенно. Может быть, это выступление на олимпиаде или в той сфере, где вы «как рыба в воде». Закройте глаза и отметьте для себя, что вы тогда чувствовали (например, радость, спокойствие), думали о себе (например, «я достойный», «я крутой»), ощущали в теле (например, ясная голова, спокойное и ровное дыхание, прямая спина). Сфокусируйтесь на этом состоянии. Мысленно подумайте о предстоящей сложной ситуации, удерживая состояние позитивного опыта. Со временем это упражнение может привести к хорошему прогрессу.
В отношении страха совершить ошибку может помочь поддержка опытных коллег, наставника. Большая удача, если на вашем рабочем есть люди, готовые делиться опытом, «щедрые на доброе слово». Важно молодому специалисту самому быть активным и не бояться спрашивать у опытных коллег, если что-то не получается. Кроме этого, очень ценно и, безусловно, поддерживающе для многих молодых специалистов держаться вместе и делиться друг с другом знаниями. Поэтому, после выпускного в университете не спешите удаляться из студенческих чатов. Возможно, этот чат станет важным пространством в начале трудового пути, где можно найти понимание, поделиться опытом (хорошим и не очень), получить ответ на вопрос.
«Быть среди тех, кто разделяет твои переживания – терапевтично»
Иногда страх совершить ошибку действительно мешает профессиональному росту, карьере. В этом случае нужно разобраться в истоках проблемы с психологом. Мой любимый вопрос: «Где и когда вы поняли, что совершать ошибку нельзя?». Часто причины лежат в детской истории и связаны со страхом критики. Работа с ранним опытом помогает действительно изменить свою реакцию на ошибку во взрослой жизни.
– Случается, что молодой специалист прикладывает очень много сил, чтобы попасть на работу мечты. А когда получает её, понимает, что силы закончились. Как поступить в таком случае, чтобы найти ресурс для работы?
– Я рекомендую ставить посильные задачи, уделить внимание приятным занятиям, переключить внимание на те виды деятельности, которые остались без внимания, когда все силы были брошены на поиск работы мечты. Смена видов деятельности – лучшее решение в этом случае.
– Как справиться с неожиданной потерей любимой работы?
– Внезапная потеря любимой работы – это действительно стрессовое событие. И чем дольше человек работал на данном месте работы, тем сильнее переживается утрата. В работе для нас важно содержание и окружение. И если содержание работы может быть похожим в разных компаниях, то вот окружение всегда уникально и невоспроизводимо. Утрата привычных социальных связей переживается болезненнее всего.
«Осознание потери – уже шаг к ее принятию»
Что-то точно сохранится и останется навсегда: наработанный опыт, дружеские отношения с сослуживцами, полезные связи, которые могут продолжаться вне рабочего места. Безусловно, появится и что-то новое. Фокус на возможностях может лучше справиться с внезапной потерей работы.
Внезапное увольнение связано и с потерей определенного статуса (начальник, директор, заведующий), что также может переживаться весьма нелегко, ведь мы по природе социальны и потребность занять определенное «место в иерархии» врожденна. Внутренне это может восприниматься как проигрыш. Задача в этом случае – поддержать самооценку. Может помочь составление портфолио, резюме, что позволит как бы во вне увидеть личностные качества, профессиональные навыки, которые в свое время помогли человеку достичь карьерного роста. Помогли в первый раз – значит, могут помочь и во второй раз, и в третий.
Для многих людей внезапное увольнение сопряжено и материальными трудностями. Быстро найти новую работу не всегда удается. Поэтому хорошо будет каждому, кто начинает трудовой стаж, позаботиться о создании «подушки безопасности» на случай внезапной потери работы в размере как минимум трехмесячного оклада, а лучше – полугодового. При неожиданной потере любимой работы по крайней мере будет возможность не переживать на счет финансового благополучия, что значительно уменьшит стресс.
– Как Вы считаете, возможно ли совмещать работу и учёбу так, чтобы добиться хорошего результата в двух областях?
– За семнадцать лет работы в университете я видела такие примеры. Но тут важно учитывать несколько факторов. Во-первых, наличие высоких способностей студента, то есть его возможности за короткое время качественно усвоить учебный материал. Во-вторых, сложность самой работы и ее объем.
Подключим простую арифметику: обычно у студента в день четыре пары, что составляет примерно шесть часов. По каждой изучаемой дисциплине есть часы для самостоятельного изучения материала и выполнения заданий, на что студент старших курсов ежедневно посвящает примерно два часа. Времени на работу уже остаётся не так много – максимум четыре часа. Таким образом, нагрузка студента за день составляет десять и более часов, что уже является переработкой, которая может привести к истощению и выгоранию.
Как долго можно выдерживать подобную нагрузку без ощутимого вреда для организма? У каждого человека свой «запас прочности». Совмещать работу и учебу, сохраняя высокую результативность, помогают навыки тайм-менеджмента, умение самостоятельно работать с литературой, дисциплинированность, коммуникативные навыки и, конечно же, высокая мотивация.
– Как найти баланс между работой и отдыхом, чтобы не выгореть?
– Работоспособность человека зависит от множества факторов: свойств нервной системы, состояния здоровья, характера питания, режима труда и отдыха, условий работы, настроения. Она также зависит и от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния. Например, опытный сотрудник может дольше, чем «новичок» поддерживать высокую производительность труда.
Бывает действительно высокая рабочая нагрузка с большим количеством сложных задач. Это объективный фактор, который может привести к выгоранию. А бывают субъективные факторы, которые связаны с особенностью самого человека, его отношением к работе, например, со стремлением к перфекционизму, трудоголизм. Я всегда говорю студентам и клиентам, что изначально наш организм «на нашей стороне». Если появились признаки утомления – значит сработали важные защитные функции, которые сообщают об истощении ресурсов.
Нахождение баланса между работой и отдыхом заключается как раз во внимательном отношении к себе, к «сигналам» своего организма, заботе о своем состоянии, достаточном отдыхе. Образ жизни, направленный на поддержание ментального здоровья, является важной профилактикой выгорания на работе. Сюда входят простые рекомендации: ежедневная физическая активность (как минимум час прогулки на свежем воздухе), достаточный сон, качественное питание, хорошее окружение.
Автор текста – Юлия Гурова.
Автор фото – Дарья Гловацкая, Полина Духовник.