Утекают ценные кадры! Бывшие белорусы рассказали о том, куда и почему

 Кто из нас не видел в интернете заманчивых баннеров на подобие «Образование за границей бесплатно!», «Европейское образование за гроши!» и дальше в таком же ключе?! Быстро и необратимо идет процесс утечки молодых кадров. Куда и почему манят перспективы жизни за границей, рассказали бывшие белорусы.

ne_hochu_uchitcaСливаются ребята, в основном, в Америку, Москву, Литву, Польшу, Чехию и Германию. Явление это не было бы таким страшным, если бы не его масштабы. Насколько они велики, можно только догадываться. Это и настораживает больше всего. Попытки достучаться до учреждений образования по вопросу сбора данных никаких результатов не приносят. Ни один, даже самый демократичный, деканат ни за какие ковриги не выдаст точную информацию о количестве студентов, не приступивших к занятиям в начале учебного года по причине отсутствия их на территории страны. Официальная статистика безжалостно врёт, должностные лица непонимающе разводят руками: «О чём это, мол, вы?!.»

Поэтому в поисках правды мы обратились к опыту реальных людей, отбывших в погоне за мечтой. Из собранных по крупицам рассказов наших бывших сограждан вырисовывается интересная картинка. Не справедливо было бы заявить, что все уехавшие прямо с самолёта/поезда упали в масло и беспрестанно в нём катаются. Скорее, наоборот (отпрысков богатых родителей со связями в расчёт не берем). Большинство начинает с самых низов каторжного труда, в свободное время занимаясь поиском работы по специальности или выполнением её за гроши. Однако в этом, по словам ребят, и заключается отличие отношения к специалистам у нас и за границей.

Фото сделано Сергеем

Фото сделано Сергеем

Рассказывает Сергей (два года назад уехал в Америку на заработки, бросив университет на третьем году обучения, а потом решил вовсе не возвращаться домой):

— «Там» люди добиваются успеха в соответствии со своими способностями и желанием добиться чего-то. Не важно какой у тебя возраст и стаж. Ни одна уважающая себя контора не примет на работу человека с многочисленными записями в трудовой, но огромной просиженной дырой на штанах. Так же как и бесталанного чьего-то там сына. Им нужен результат. Результат, за который соответственно вознаградят. А это достойный стимул для саморазвития. Ты отличился, тебя запомнили, ты востребован, и, как следствие, богат и горд собой. Жаль, что в нашей прекрасной стране далеко не во всех сферах работает такая же схема.

Всё никак не избавимся мы от советской «уравниловки», где любой активист с неугодным мнением автоматически считается выскочкой, которого срочно нужно задавить. Вспомните эти фразы с детства «все нормальные дети то», «все детки это»… Сколько ярких личностей задавили в процессе их формирования. Осталась рабочая сила. Есть, конечно, и у нас фирмы со здравым подходом. Но, в основном, это филиалы европейских предприятий или крохотные частные канторы.

Рассказал молодой человек и о том, что многие его друзья против такой позиции. Родители до сих пор не смирились с решением сына не возвращаться домой. А сам Сергей второй год работает то на двух, то на трех работах, и пока все деньги уходят в основном на адвокатов (процесс получения документов для легального проживания в Америке может растянуться на десяток лет). Тем не менее, возвращаться домой Сергей не планирует. Скорее, наоборот: уговорил девушку перебраться к нему за океан.

 

Из ребят, которые отправились за лучшей долей в Европу, оставшись там на законных основаниях, со мной согласилась побеседовать Алена (сейчас студентка одного из чешских государственных вузов):

Прага глазами Алены

Прага глазами Алены

— Я учусь бесплатно. Правда, на чешском – тут по-другому никак. В школе всегда была отличницей, особенно люблю языки, что мне очень помогает. Почему переехала? В моем случае все прозаично – хочу остаться работать в Чехии. Как ни печально, нельзя не признать тот факт, что несмотря на всю свою любовь к синеокой Родине, на мизерную зарплату начинающего специалиста не разгуляешься. А гулять хочется, особенно в 23. Вы скажете, что есть и альтернативные способы заработать. И будете правы. Только вот не каждый свежеобразованный человек согласится забросить диплом на верхнюю полку «до поры до времени» и променять специальные навыки на, скажем, изучение меню и азов обслуживания. Основываясь на личном опыте, могу уверенно заявить, что среднестатистический официант зарабатывает в 1.5-2 раза больше неплохого верстальщика, дизайнера, очень грамотного корректора или достаточно одаренного экономиста. Причем половина его заработка не проходит через налоговую. Чем себе не плюс?!. А график работы, степень ответственности, периодичность поступления средств – всё это не менее прельщающие факторы. После столкновения с такого рода выбором актуальность темы «кто на что учился» отступает в тень.

Я уверена, что у каждого из нас найдется как минимум пара-тройка знакомых, которые либо уехали за границу на заработки, так там и остались, либо получают образование где-то в Европе или Америке, либо отправили за «вышкой» в те степи своих детей.

Самое обидное, что «текут» в поисках лучшей доли исключительно ценные кадры. Ну это и логично: без зверской деловой хватки, характера, воли, здравой (а иногда и не очень) безбашенности в другую атмосферу, культуру не сунешься. А в процессе подготовки – все эти трудности со сбором документов, финансовые удары по и без того дырявым карманам, боязнь остаться там без работы – и говорить не стоит.

А ведь проблема даже не в количестве нулей в расчетном листе. Главный фактор, отпугивающий целеустремленных людей – это отсутствие мотивации. А мотивирует человека когда? В детстве. Кто? Да, родители. А ещё? Правильно, учителя. В этом вся соль. Учителей много, наставников мало. Ведь для того, чтобы человек умел мотивировать, он должен быть мотивирован сам. В данном случае финансово, чтобы интеллигентные люди занимались образованием наших детей. Задумайтесь, проходной балл в педагогический университет на бюджетную форму обучения в 2013 году на специальность «Дошкольное образование» 143 балла! Из 400 возможных. Специальностью, на которую было сложнее всего поступить, оказалась «Логопедия» — 218 баллов. через пять лет белорусскому и английскому языкам и литературам будут учить все, кто подал заявления на поступления. Такая же ситуация с биологией, географией, химией, физикой и преподаванием в начальных классах. Стыдно, господа. И страшно.

Воспитывать в детях нужно не только собственное Я, но и патриотизм. Да. Только чтобы привить что-то ребёнку, нужно в это верить. Ведь дети чувствуют наигранность как никто другой. А искренне любить свою работу и Родину за одно «спасибо» очень нелегко. Вот и получается замкнутый круг. Поздновато ловить выросших уже детей за скрывающийся в поезде хвост. Их нужно научить, что всего можно добиться здесь. Только тогда случаи «утечки» потенциала сойдут до единичных. Научите!..

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Утекают ценные кадры! Бывшие белорусы рассказали о том, куда и почему: 1 комментарий

  • 30.01.2014 в 22:52
    Permalink

    Отличная статья!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *