Какие особенности есть у сетевой журналистики? Мобильность, конвергенция, мультимедийность. Это если сравнивать с печатными СМИ. А если взглянуть на веб-журналистику как на профессию в целом. Что отличает ее от других?
Мы живем в сверхускоренном мире, который требует от тебя ежесекундного обучения. Бесконечные пересадки во все более и более скоростные поезда. Вчера тебе нужно было только отличать инструменты Photoshop, а сегодня нужно нарисовать баннер с нуля, потому что колумнист «Сноб» так делает, потому что на «Медузе» написали, что так надо. Потому что, в конце концов, мы живем в социальном мире. А точнее, в социальных сетях.
Тот редактор, который до сих пор не знает, что такое SMM, и почему его нужно внедрять не только продавцу одежды, обречен на провал и банкротство. Выживут только самые стойкие ребята с возрастной целевой аудиторией да глянец с красивыми картинками для любителей тактильных ощущений.
Это не материалы становятся короче, а пользователи воспринимают все меньше информации – это мы погружаемся в социальные сети с головой. Веб-журналистику скоро переименуют, назовут коротким, метким словом – таким, которое продиктуют социальные сети. Кому сейчас нужны газеты с новостями «сегодня про вчера», если Вася Пупкин уже написал об этом в Твиттере? Он, получается, журналист? Можно ли доверять информации Васи Пупкина? Но он был оперативным. Он был быстрее. Пусть он написал неграмотно, не перечитал написанное, но он уже отправил зерно информации в сеть. Механизм запущен, горючее залито. Все в курсе произошедшего, а газеты, написавшие про это завтра, услышат презренное «Пфф». А если еще и видеотрансляцию выложили на Facebook, то пиши пропало – тебя опередили. «Пипл схавал» и переварил, попробуй в следующий раз. Никто не будет есть один и тот же суп два раза подряд.
Какая профессия сейчас не находится в состоянии стресса? Заводы с 2-часовым рабочим днем в неделю? Бизнес, СМИ, политика, экономика – все они пересаживаются из одного поезда в другой, постоянно меняясь, обучаясь, совершенствуясь.
В кого же скоро превратится сетевая журналистика? Одно можно сказать точно: останется в сети. Это, пожалуй, единственное стабильное утверждение. Будет в социальной сети – это тоже факт. И вот мы возвращаемся к пресловутому SMM – socialmediamarketing. Это то, без чего газетам не удержать современную аудиторию. Потому что нет SMM без интернета. Потому что читателя нужно спрашивать, помогать и направлять. Ему нужно продавать! Ему нужно продать себя, чтобы он захотел прочесть и поставить свой царский лайк. И это будет лучшая награда для сетевого журналиста, не говоря уже про репост. Репост значит то, что материал близок к совершенству.
Читателя нужно понимать, прислушиваться, решать его проблемы, понимать, чего он хочет. Секс, спорт, смерть – а может, людям уже нужно что-то другое? Может быть, они хотят понять, зачем нам сотрудничество с Китаем и к чему оно приведет? Кто-то говорит, что мы деградируем, что мы потерянное поколение, а может быть, это сверхэволюция? И мы на самом деле умнеем. Просто кто-то поставил зеркало, чтобы сделать так, будто мы деградируем?
Цифровая эпоха, цифровые люди. Кто знает, быть может, через 20 лет мы все превратимся в цифры. И веб-журналистика тоже станет цифрой – кодом на экране монитора. И тогда работать будет еще сложнее.
Сейчас сетевой журналистике нужно полностью погрузиться в соцсети, дышать соцсетями, стать соцсетями. Иначе – никак. Иначе – ноль просмотров, ноль лайков и репостов. Можно сколько угодно вкладываться в рекламу, но если ты никто, то и читать тебя не будут.
А как стать кем-то? Уметь учиться, уметь рисовать баннеры с котиками и оперативно решать жалобы читателей, даже если они пишут о том, что автомобиль соседа занял детскую площадку. В глобальном мире каждый человек со своей маленькой проблемой считает себя глобальным. Ему нужен ответ, ему нужна новость – здесь и сейчас. Расшибись в лепешку, но дай ему контент. А как вы хотели? К журналистике всегда было множество требований. Не справляешься с ними – выбирай другую профессию.
Пока не поздно.
Камилла, вы фотки к материалу научитесь добавлять?