Почему лекции в университетах всех достали, и что с этим делать

Однажды ради лекций не нужно будет просыпаться с петухами, волочить сонное тело в университет. И полтора часа слушать начитку преподавательского конспекта. Мы просто включим видео и будем потягивать кофе. А потом пройдем онлайн-тест и займемся своими делами.

Живые лекции на самом деле мертвы

Зачем студенту ходить на лекции? Если человек полтора часа сидит в душной аудитории, в этом должен быть смысл. Он должен получить профит, доступный только в формате «здесь и сейчас». Не надо делать отработку за пропуск — это ни разу не настоящий профит.

На большинстве лекций присутствие оправдывается в двух случаях. Когда проверяют посещаемость. И когда преподаватель задает вопрос из цикла «вы должны это помнить из материалов прошлого семестра».

В оставшееся время на аудиторию обрушивается бесперебойный поток теории. Иногда он с точностью до запятой повторяется в библиотечном учебнике.

Многие преподаватели все еще работают по старинке — в радийном формате. Не замечают пылящиеся в углу проекторы. Другие — полностью дублируют лекцию на слайдах. Запихивают в презентации сорокаэтажные таблицы и графики. Никаких вам видеороликов и онлайн-сервисов.

Это не плохо и не хорошо. Это лекции в традиционном академичном понимании. Но традиция сложилась, когда работать по-другому было невозможно. Не нужно было сражаться со смартфонами за внимание студентов. Никто не мог взять на пару ноутбук и втихомолку за деньги настраивать таргет московскому магазину одежды.

Дефицита книг с теорией сегодня нет. Не говоря уже о том, что практически любую информацию можно найти в интернете.

В конце концов, что я потеряю, если прогуляю, но попрошу товарища подпольно записать лекцию на видео? Или на диктофон? Или по старинке возьму чей-то конспект?

Наверное, я не смогу задавать уточняющие вопросы. Но на них времени нет почти всегда. Слишком много материала нужно охватить. Слишком быстро нужно писать. А если несколько минут все-таки находится, то в конце пары. Когда половина аудитории шелестит сумками и мысленно бежит занимать очередь в буфет.

Еще можно было бы сесть в первом ряду, одобрительно кивать головой и смотреть лектору в рот. Запомнится преподавателю — тоже профит. Но это вообще не про подготовку профессионалов.

Так почему ради лекций мы должны просыпаться рано утром, тратить время и деньги на дорогу до университета и часами напролет сидеть на одном месте без нормального движения?

К чему мы должны прийти

Если живое присутствие на лекциях неоправданно, нужно менять формат. И для этого есть просто и удобный способ — достаточно создать сервис с лекциями на видео.

Нужно выбрать преподавателей с лучшей подачей и лучшим контентом. Снять ролики с их лекциями. Загрузить на сайт и дать возможность авторизоваться на нем по номеру студенческого билета.

Чтобы гарантировать, что видео посмотрели полностью и внимательно, к нему прикрепляется онлайн-тест. Из тридцати преподавательских вопросов система выберет случайные десять и даст студенту пять минут, чтобы на них ответить.

Потом компьютер проверит правильность. Укажет на части видео, которые нужно пересмотреть.  Задаст домашнее задание и откроет доступ к следующей лекции.

По схожей схеме сегодня работают онлайн-сервисы по изучению языка и обучению программированию. При этом многие из них платные и пользуются большой популярностью.

Что может пойти не так?

Дистанционные лекции не понравится преподавателям. В расписании останутся только практические занятия. Учебных часов станет меньше. А значит, часть педагогов попадет под сокращение.

Но такова обратная сторона прогресса. Когда-то люди получали деньги за то, что вручную переписывали книги. Сегодня роботы умеют писать новости и теснят журналистов.

К тому же в естественном отборе выживут лучшие преподаватели — они останутся вести практические занятия.

Пойдут разговоры о том, что ведение конспекта помогает лучше запоминать материал. Но тот, кто и раньше ничего не записывал, разницы не почувствует. А любителям делать пометки никто не запретит продолжать в том же духе дома у монитора.

Еще окажется, что систему с онлайн-тестами слишком просто обмануть.  Достаточно будет войти в аккаунт и попросить головастого одногруппника сделать пару кликов.

Вот только лучшего решения на сегодняшний день нет. После живой лекции никто не сможет гарантировать, что его слушала вся аудитория. К проверке конспектов на последней лекции студенты подготовятся за ночь. А на живом тесте почти всегда найдется возможность схитрить: списать или узнать ответы у группы, которая его уже делала.

Почему онлайн-лекции — это круто?

Потому что учиться станет удобнее, а совсем не учиться — сложнее. Прослушать лекцию можно будет в любое время и в любом месте. Целиком или по частям. Хоть лежа в ванной — достаточно иметь под рукой смартфон.

Исчезнут ситуации, когда лектора нет на паре, не слышно, потянуло порассуждать о жизни на публику.

Лекции лучших преподавателей будут доступны всем. А не тем, кому больше повезло с расписанием.

Учебные дни станут короче. Особенно от этого выиграют факультеты, где студенты  начинают работать по специальности чуть ли не с первого курса (привет, журфак).

Преподавателям, которые останутся работать в университетах, станет проще. Не придется распинаться перед студентами, которые заняты своими делами. Бумажной работы станет меньше. Группы начнут лучше готовиться к практическим занятиям — на это появится больше времени.

После сокращения штатов университеты смогут обеспечить оставшихся преподавателей более высокой зарплатой. И даже получать дополнительный источник заработка. Достаточно ввести платный доступ к видео для нестудентов. Вот только найдется ли контент, за который люди будут готовы платить?

***

Можно до посинения спорить о том, каким должно быть наше высшее образование. Но при любом содержании нужна удобная, современная и эффективная форма подачи. Иначе какая разница, что наливать в стакан с дырявым дном?

Мнение автор может не совпадать с мнением редакции.

Автор: Илья Громадко

Поделиться:
  • 3
  • 39
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    42
    Поделились

Почему лекции в университетах всех достали, и что с этим делать: 2 комментария

  • 12.12.2017 в 15:07
    Permalink

    Ой, ну как надоели однобокие поверхностные статьи. Автору стоило бы посетить занятия или прослушать хотя бы онлайн курс по основам журналистики))

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -1-3

  • 12.12.2017 в 19:16
    Permalink

    Ой, ну как надоели однобокие поверхностные комментарии. Стоило бы аргументировать свою точку зрения для начала. И это не статья, а колонка))

    Рейтинг комментария:Vote +1+2Vote -1-1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *