Почему лекции в университетах всех достали, и что с этим делать

Важное Главное Наболело Универ

Однажды ради лекций не нужно будет просыпаться с петухами, волочить сонное тело в университет. И полтора часа слушать начитку преподавательского конспекта. Мы просто включим видео и будем потягивать кофе. А потом пройдем онлайн-тест и займемся своими делами.

Живые лекции на самом деле мертвы

Зачем студенту ходить на лекции? Если человек полтора часа сидит в душной аудитории, в этом должен быть смысл. Он должен получить профит, доступный только в формате «здесь и сейчас». Не надо делать отработку за пропуск — это ни разу не настоящий профит.

На большинстве лекций присутствие оправдывается в двух случаях. Когда проверяют посещаемость. И когда преподаватель задает вопрос из цикла «вы должны это помнить из материалов прошлого семестра».

В оставшееся время на аудиторию обрушивается бесперебойный поток теории. Иногда он с точностью до запятой повторяется в библиотечном учебнике.

Многие преподаватели все еще работают по старинке — в радийном формате. Не замечают пылящиеся в углу проекторы. Другие — полностью дублируют лекцию на слайдах. Запихивают в презентации сорокаэтажные таблицы и графики. Никаких вам видеороликов и онлайн-сервисов.

Это не плохо и не хорошо. Это лекции в традиционном академичном понимании. Но традиция сложилась, когда работать по-другому было невозможно. Не нужно было сражаться со смартфонами за внимание студентов. Никто не мог взять на пару ноутбук и втихомолку за деньги настраивать таргет московскому магазину одежды.

Дефицита книг с теорией сегодня нет. Не говоря уже о том, что практически любую информацию можно найти в интернете.

В конце концов, что я потеряю, если прогуляю, но попрошу товарища подпольно записать лекцию на видео? Или на диктофон? Или по старинке возьму чей-то конспект?

Наверное, я не смогу задавать уточняющие вопросы. Но на них времени нет почти всегда. Слишком много материала нужно охватить. Слишком быстро нужно писать. А если несколько минут все-таки находится, то в конце пары. Когда половина аудитории шелестит сумками и мысленно бежит занимать очередь в буфет.

Еще можно было бы сесть в первом ряду, одобрительно кивать головой и смотреть лектору в рот. Запомнится преподавателю — тоже профит. Но это вообще не про подготовку профессионалов.

Так почему ради лекций мы должны просыпаться рано утром, тратить время и деньги на дорогу до университета и часами напролет сидеть на одном месте без нормального движения?

К чему мы должны прийти

Если живое присутствие на лекциях неоправданно, нужно менять формат. И для этого есть просто и удобный способ — достаточно создать сервис с лекциями на видео.

Нужно выбрать преподавателей с лучшей подачей и лучшим контентом. Снять ролики с их лекциями. Загрузить на сайт и дать возможность авторизоваться на нем по номеру студенческого билета.

Чтобы гарантировать, что видео посмотрели полностью и внимательно, к нему прикрепляется онлайн-тест. Из тридцати преподавательских вопросов система выберет случайные десять и даст студенту пять минут, чтобы на них ответить.

Потом компьютер проверит правильность. Укажет на части видео, которые нужно пересмотреть.  Задаст домашнее задание и откроет доступ к следующей лекции.

По схожей схеме сегодня работают онлайн-сервисы по изучению языка и обучению программированию. При этом многие из них платные и пользуются большой популярностью.

Что может пойти не так?

Дистанционные лекции не понравится преподавателям. В расписании останутся только практические занятия. Учебных часов станет меньше. А значит, часть педагогов попадет под сокращение.

Но такова обратная сторона прогресса. Когда-то люди получали деньги за то, что вручную переписывали книги. Сегодня роботы умеют писать новости и теснят журналистов.

К тому же в естественном отборе выживут лучшие преподаватели — они останутся вести практические занятия.

Пойдут разговоры о том, что ведение конспекта помогает лучше запоминать материал. Но тот, кто и раньше ничего не записывал, разницы не почувствует. А любителям делать пометки никто не запретит продолжать в том же духе дома у монитора.

Еще окажется, что систему с онлайн-тестами слишком просто обмануть.  Достаточно будет войти в аккаунт и попросить головастого одногруппника сделать пару кликов.

Вот только лучшего решения на сегодняшний день нет. После живой лекции никто не сможет гарантировать, что его слушала вся аудитория. К проверке конспектов на последней лекции студенты подготовятся за ночь. А на живом тесте почти всегда найдется возможность схитрить: списать или узнать ответы у группы, которая его уже делала.

Почему онлайн-лекции — это круто?

Потому что учиться станет удобнее, а совсем не учиться — сложнее. Прослушать лекцию можно будет в любое время и в любом месте. Целиком или по частям. Хоть лежа в ванной — достаточно иметь под рукой смартфон.

Исчезнут ситуации, когда лектора нет на паре, не слышно, потянуло порассуждать о жизни на публику.

Лекции лучших преподавателей будут доступны всем. А не тем, кому больше повезло с расписанием.

Учебные дни станут короче. Особенно от этого выиграют факультеты, где студенты  начинают работать по специальности чуть ли не с первого курса (привет, журфак).

Преподавателям, которые останутся работать в университетах, станет проще. Не придется распинаться перед студентами, которые заняты своими делами. Бумажной работы станет меньше. Группы начнут лучше готовиться к практическим занятиям — на это появится больше времени.

После сокращения штатов университеты смогут обеспечить оставшихся преподавателей более высокой зарплатой. И даже получать дополнительный источник заработка. Достаточно ввести платный доступ к видео для нестудентов. Вот только найдется ли контент, за который люди будут готовы платить?

***

Можно до посинения спорить о том, каким должно быть наше высшее образование. Но при любом содержании нужна удобная, современная и эффективная форма подачи. Иначе какая разница, что наливать в стакан с дырявым дном?

Мнение автор может не совпадать с мнением редакции.

Автор: Илья Громадко



Теги:

3 комментария по теме “Почему лекции в университетах всех достали, и что с этим делать

  1. Ой, ну как надоели однобокие поверхностные статьи. Автору стоило бы посетить занятия или прослушать хотя бы онлайн курс по основам журналистики))

  2. Ой, ну как надоели однобокие поверхностные комментарии. Стоило бы аргументировать свою точку зрения для начала. И это не статья, а колонка))

  3. Я преподаватель вуза с учёной степенью и званием) и я согласна с автором статьи на 100%
    После года взаперти на карантине мы все пришли к пониманию как круто вести лекции онлайн или иметь готовую записанную видеолекцию. А сейчас вернулись в аудитории, толпа народу, кто-то в телефоне, кто-то болтает, техника старая или не работает

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *