Хип-хоп уже давно выбрался из андеграунда и начал обрастать все большей и большей фанатской аудиторией, постепенно завоевывая лидирующие места в мировых чартах. Сейчас буквально в каждом музыкальном топе можно найти композиции хотя бы нескольких рэп-исполнителей, прослушав которые, однако, невольно задаешься вопросами: «Как это сюда попало? Так благодаря чему рэп стал так популярен среди слушателей и самих музыкантов?»
Низкий порог вхождения
Современный рэп непривередлив ни к музыкальной составляющей песен, ни к их тексту:
Музыкальное сопровождение или, проще говоря – бит, создается буквально в два клика с помощью стандартного набора сэмплов (звуков) в таких музыкальных программах, как FL Studio или Ableton, для этого даже не нужно иметь музыкального образования. Так что над гаммами и тональностями заморачиваться не придется – достаточно минимального чувство ритма и немного фантазии.
Что же касается текста, то многие современные рэп-исполнители просто берут заезженные для данного жанра темы: роскошная жизнь, девушки, наркотики и тому подобное и перепевают их на свой лад, не сильно заботясь о смысловой нагрузке своих «творений».
Так же стоит отдельно отметить такую функцию как автотюн. Это своеобразный Мистер Пропер для вокалиста, всегда готовый «подчистить грязь», превратив плохо звучащий голос в атмосферный и необычный всего за пару щелчков. Конечно, любой вокал в большей или меньшей степени поддается постобработке, но автотюн может изменить его до неузнаваемости. Причем есть возможность делать это в реальном времени, что помогает скрыть дефекты голоса непосредственно на концертах.
Совокупность этих факторов позволяет чуть ли не каждому начать делать «хайповые» и «качающие» треки. И это неплохо, ведь рэп таким образом дает возможность людям, не имеющим вокальных данных и специального оборудования создавать что-то свое, самовыражаться. Однако из-за доступности страдает качество, ведь зачастую моду в жанре начинают задавать исполнители, обладающие весьма сомнительным талантом.
А, дабы не быть осыпанным предложениями сыграть в рубрику «Сделай сам», могу посоветовать ознакомиться с YouTube-каналом Алишера MORGENSHTERN’a, где в рубрике [#ИзиРеп] он наглядно демонстрирует простоту создания современных рэп-композиций, сочиняя треки в стиле популярных артистов, которые смело можно ставить в один ряд с оригиналами.
Люди получают возможность ассоциировать себя с музыкой
Хип-хоп исполнители, как бы это ни было странно, могут дать аудитории то, чего она хочет. Благодаря своему многообразию рэп может угодить почти любой аудитории: от «пацанов с района», до умников-интеллектуалов. Рэперы создают тексты, тематика которых многим близка или интересна. Например, та же роскошная жизнь дана не каждому, а «воспевая» и показывая ее в своих клипах, они заставляют буквально прочувствовать атмосферу постоянного кутежа и богатства. Именно поэтому, на мой взгляд, треки этого жанра являются завсегдатаями различных «тус».
Как было сказано в самом начале, есть множество рэперов, композиции которых не несут колоссальной смысловой нагрузки, однако есть и случаи, где все обстоит наоборот. Ярким таким примером является альбомом Оксимирона — «Горгород», на который было сделано огромное множество разборов, во многих из которых его даже сравнивали с книгой. Также стоит вспомнить рэпера Кендрика Ламара, ставшего лауреатом Пулитцеровской премии по музыке в 2017 году.
Подобного рода рэп-релизы, несомненно, положительно влияют на восприятие жанра, невольно заставляя задуматься о нем как о своеобразном виде искусства. Однако таких уникумов не так уж и много.
Одной из ключевых особенностей хип-хопа является его переменчивость.
А именно врождённая способность постоянно мутировать, приспосабливаться, следовать современным тенденциям в музыке, тем самым оставаясь «в тренде» и не становясь пережитком прошлого.
Это в России и других странах СНГ он относительно недавно стал популярен, поэтому не может похвастаться своим разнообразием. В западных же странах рэп неплохо так существовал и «эволюционировал» еще с 80-х годов прошлого века.
Взять, например, известную композицию Grandmaster Flash & The Furious Five — The Message 1982 года, которая хоть и является рэпом, но так и сквозит медленными и спокойными фанк-мотивами 80-х.
Или сингл Bomfunk MC’s – Freestyler 2000 года с его свежим и ритмичным электронным звучанием.
На сегодняшний день, пережив множество изменений, перепробовав на себе все веяния музыкальных мод, слившись с популярным на сегодняшний день ТРЭПом, а также образовав такой поджанр, как клауд-рэп, хип-хоп донельзя упростился, что не помешало ему снискать расположение миллионов.
Из ранее андеграундной дворовой музыки, рассказывающей о тяжелой жизни в бедных районах, рэп превратился в продукт массового потребления, которым сейчас пользуются все, кому не лень. С точки зрения коммерции он, конечно, достиг небывалых высот, но вот своей и без того не самой большой культурной ценностью ему пришлось пожертвовать.
Конечно, представители того же политического хип-хопа, а также других его направлений, никуда не исчезли, но хоть они и достойны, на мой взгляд, большего внимания, все равно остаются не так популярны из-за предпочтений большинства.
Автор: Шафран Данниил