“Немного волнуюсь именно из-за этого «если»”. Учитель со стажем про 1 сентября и не только

Новости

Совсем недавно прозвенел последний звонок, а учителя готовятся принять новых детишек. Скоро на календаре вновь будет 1 сентября, а за окном бесчисленное количество бантов и букетов. Раздастся первый звонок. Волнуются все, но особенно первоклассники. А как же сами учителя? Для них это тоже праздник? Учитель начальных классов, педагог с 32-летним стажем работы Алина Шмат рассказала про первый день учебы и особенности профессии.

1 сентября для меня – это старт в забеге на длинную дистанцию. Волнуюсь, набираюсь сил, позитивных эмоций, чтобы этот забег прошёл не только результативно, но и с наименьшими потерями. А настроение праздничное от замечательной музыки, моря цветов, бантов, от встречи с детьми, многие из которых заметно изменились за лето. Однако трудности никто не отменял.1 сентября да ещё в 1 классе – это стресс для детей. Моя задача — сделать этот день для ребятишек всё же праздничным и радостным. Значит, по пути на торжественную линейку и обратно никто не должен потеряться, испугаться. Значит, первый урок должен пройти интересно, чтобы они не устали. Я всегда тщательно продумываю сценарий, оформление доски, готовлю красочную мультимедийную презентацию или видеоролик. Подключаю к участию в уроке моих детей, песни и стихи в их исполнении звучат особенно трогательно. Часто провожу первый урок в присутствии родителей, чтобы первоклассники могли чувствовать их поддержку, видеть одобрительную улыбку, ведь вокруг столько чужих лиц. Эти несколько часов пребывания первоклашек в школе учитель должен расположить к себе и организовать так, чтобы завтра дети захотели прийти к нему снова.

Благодарна родителям за цветы. Берегу все букеты, ухаживаю, они мне долго греют душу.

У меня было семь полных выпусков. Очень хорошо помню всех своих детей, первый выпуск – особенно, некоторые детали, подробности, часто – подчерк, имена-отчества родителей. В этом году я снова набрала первый класс. Волнение не такое, как лет десять назад. Видимо, с годами приходит уверенность в собственных силах, в том, что у меня достаточно знаний педагогических, психологических, достаточно опыта, чтобы научить ребятишек с разным уровнем готовности к школе, создать комфортные условия для раскрытия потенциала тех, кого мне доверили. Мне и самой хочется развиваться, совершенствоваться, овладевать современными технологиями. Тот, кто стоит на месте, не может вести вперед. Поэтому я уверена – с этими детьми тоже всё получится, если родители будут сотрудничать с учителем. Возможно, немного волнуюсь именно из-за этого «если».

Было бы здорово, если бы все дети одинаково реагировали на приход в школу, были бы одинаково подготовлены и воспитаны, ведь программа одна. Но такого никогда не было. Я это давно поняла и использую в работе личностно-ориентированный подход, методы уровневой дифференциации, позволяющие всем моим ученикам усваивать программный материал, а очень способным детям – не стоять на месте, а развиваться дальше. На самом деле, отличаются поколения родителей первоклашек, приоритеты, которыми руководствуется общество, поэтому и дети сейчас отличаются от тех, которые приходили ко мне 8-12 лет назад.

Чтобы общий язык был найден, нужно понять ребенка, встать на его место, знать о его интересах, возрастных и психологических особенностях, быть в курсе, что происходит в семье ребенка и ещё много условий, но эти-главные. Приходится сложно, в классе 27 детей. Учитель начальных классов – это и мама, которая выслушает, поможет, пожалеет, накажет обидчика, вытрет носик, застегнёт-расстегнёт пуговички, завяжет бантики, шнурки, уговорить поесть не всегда аппетитную, но полезную кашу или котлету, и медсестра, которая окажет первую помощь при ушибах, ссадинах, больных или выпадающих зубах, беспокоящих животиках и т.д. И на всё это нужно время, силы, нервы. К сожалению, не все родители это понимают. Бывают взлеты, бывают и падения. В последние годы разочарование в работе постигло и меня (ни для кого не секрет, с какими трудностями сталкиваются учителя, я- не исключение). Но тут обязательно случается праздник «День учителя» или день рождения, и масса поздравлений, самых искренних и добрых слов от моих давно уже взрослых учеников, которые давно стали самостоятельными людьми, слова благодарности родителей учеников (чаще всего не отличников) поднимают дух, настроение и не дают разочароваться в профессии и помогают работать дальше в совсем непростых условиях.

Работа с младшими школьниками — это уникальная возможность раскрыть таланты и способности малышей, о которых, возможно, не подозревают ни они, ни их родители. Это возможность показать, что школа, класс – это место, где поддержат, поймут. В свое время мне очень нравилось учиться, в нашей школе работали хорошие учителя. Сложностей по предметам у меня не было. Очень любила читать (и до сих пор люблю). Помню каждую книгу, подаренную мне в школе «За хорошую учёбу и примерное поведение». С нетерпением бежала домой, чтобы уединиться и поскорее начать читать. Могу перечитывать понравившиеся книги через какое-то время. В домашней библиотеке – книги И.Шамякина, Г.Далидовича, А.Василевич, С.Алексиевич.

Правда, я не сразу знала, кем хочу быть. Выбор профессии надо было делать в 15 лет. Я точно знала, кем я НЕ хочу быть – бухгалтером или экономистом! Это мне тогда казалось скучным. Библиотекарь, учитель и, может это странным покажется, парикмахер. Выбирала из этих трёх вариантов. Помогли определиться родители и сыграло роль то, что Волковысское педагогическое училище было близко. После поступала в ГрГУ им.Я.Купалы уже не сомневаясь – мне нравится работать с младшими школьниками, для которых в то время учитель и его мнение были авторитетными, верили тому, что он говорит, доверяли больше, чем родителям.

Иногда делюсь этими воспоминаниями со своими учениками, если просят. Хотя городским детям сложно представить, что в деревенскую школу нужно было ходить пешком, да ещё через лес. А зимой зачастую приходилось кому-то из взрослых идти впереди, протаптывая по заметённой дороге путь малышам. Иногда подвозили на лошади, запряжённой в сани, с которых, бывало, мы сваливались-скатывались, а лошадь уносилась вперёд. Сейчас – это тёплые и смешные воспоминания.

На сегодняшний день я точно знаю, что я –на своём месте. И дело не в том, что за 32 года педагогического стажа у нас с детьми накопилось много побед на олимпиадах, интеллектуальных турнирах разного уровня, а это огромный труд и учителя, и ребенка. Дело в том, что мне удаётся, знаю точно, вложить в душу каждого, абсолютно в каждого ребенка частичку человечности, доброты, умения сопереживать. Считаю, что это важнее всех наград и призов.

Родителям первоклассников хотела бы сказать, что нужно доверять учителю и стараться поддерживать его авторитет. Первоклассник приходит ко мне с уже сформировавшимися взглядами, привычками, характером. Всё это заложено семьёй. Народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Сколько бы учитель не старался рассказывать, как нужно поступать, дети всё равно последуют примеру родителей, к сожалению, зачастую – не лучшему примеру. Поэтому не стоит воспитывать ребенка, воспитайте себя.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *