«Параллельные матери»: исследование власти и греха

Новости

Женщина около сорока лет вот-вот станет матерью, девочка до восемнадцати лет вот-вот станет матерью. Женщина и девочка встречаются в одном родильном зале и одновременно рожают дочь, и судьбы начинают переплетаться, пока они не обнаруживают роковую шутку, которую сыграла с ними судьба: детей двоих ошибочно обменяли возле больницы…

Подобную историю мы слышим уже не первый раз, всевозможные сюжеты «поймай коня», основанные на крайних совпадениях, заставят плакать многих искушенных киноманов. Но испанский киногигант Альмодовар не остановился на рассказе странной истории. Сравнивая два поколения женщин, Альмодовар в новой работе «Параллельные матери» делает амбициозную попытку выявить структуру власти в испанском обществе, которую разделяют две героини, и прослеживает эту структуру постоянное и пагубное воздействие тоталитарных структур на страну до Франсиско.

 

Изображение носит иллюстративный характер

Наиболее очевидная структура «Параллельных матерей» — это, конечно же, горизонтальный контраст между двумя героинями, Дженис (Пенелопа Крус) и Анной (Милена Смит). Обе женщины живут в Мадриде, беременеют, рожают своих детей одновременно, но их возраст, идеи и видения сильно различаются.

Дженис, которая вступает в средний возраст, довольно успешный фотограф. Живя одна, она в значительной степени распоряжается своей судьбой: может принимать самостоятельные решения о своей жизни. А в отношении эмоций она изощренная матёрая красавица: правильно контролирует дистанцию, легко справляется с ревностью возлюбленного, и сразу же обрывает отношения, когда они входят в опасный фарватер. Наверное, она такая, какой хотят быть все женщины ее возраста.

Анна, несовершеннолетняя, изо всех сил пытается контролировать свою жизнь. У нее нет четкого представления, куда движется ее жизнь; беременность стала несчастным случаем, который она ненавидела. Она молода и неуклюжа, когда сталкивается с близостью, и она не формирует свою точку зрения, когда сталкивается с миром, часто повторяет то, что говорят другие. Ее разведенные родители не послужили ей идеальным примером для подражания: отец постоянно уклонялся от обязанностей, и хотя ее мать любила свою дочь, у нее также была актерская карьера, и большую часть времени она отсутствовала.

Две героини встречаются волею судьбы, и после неожиданной смерти дочери Анны (на самом деле дочери Дженис) у них начинаются отношения, которые являются друг другу одновременно матерью-дочерью, и любовницамий. Из-за разницы в возрасте концепция жизни этих двоих полна ожесточенного противостояния. Предаваясь спокойным отношениям с Дженис, юная Анна не осознает мир в широких измерениях; став жертвой сексуального насилия, она слепо повторяет клише своего отца о том, что надо «отпустить прошлое и принять будущее». Недаром Дженис нещадно ругала ее, чтобы разбудить: «Пора открыть глаза и посмотреть, в какой стране ты живешь!»

Изображение носит иллюстративный характер

Дженис говорит это, видимо, потому что знает, что все испанки сталкиваются с более или менее похожей ситуацией. Дженис не была жертвой сексуального насилия и не была изнасилована одноклассниками, как Анна, но ей также приходилось использовать свое тело в качестве козыря для достижения своих целей. Это также важная причина, по которой женщины всегда имеют более глубокое понимание механизма власти: явные или неявные властные отношения в обществе всегда воздействуют непосредственно на их тела. Хотя Дженис — фотограф, который может «манипулировать» мужчинами на работе, в более широкой повседневной жизни она в конечном счете объект в патриархальном обществе. И этот факт она пытается заставить ясно увидеть Анну.Откуда берутся женские травмы? Ответ явно в вездесущих довлеющих структурах. Чтобы предотвратить повторение трагедии, Дженис проводит собственную практику пробуждения: понимание самой структуры власти. Это то, к чему она стремится на протяжении всей истории: она хочет вернуть к свету останки своего прадеда, захороненные в братских могилах режимом Франко, чтобы заново открыть для себя тоталитарную структуру, скрытую за современной Испанией.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *