
Первые шаги цветового кино. Постепенно поднимаясь по ступеням развития…
Буквально с первых шагов в развитии кинематографа режиссеры и изобретатели пытались раскрасить фильмы. Знаменитый фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на луну» 1902 года уже был в своем роде цветным. Однако технология была настолько не совершенна, что этот фильм было сложно назвать произведением цветного кинематографа. Пленка в то время раскрашивалась буквально вручную, с помощью красок и трафарета.

В 1909 году появилась новая технология – Кинемаколор, придуманная англичанином Джорджем Альбертом Смитом. . Первый фильм, снятый по этой технологии, назывался «Визит к морю», длился он 8 минут. Зрителям не слишком нравился подход с использованием ограниченной цветовой гаммы. Многие даже считали, что это портит качество фильмов. Сами режиссеры также были разочарованы, ведь на раскрашивание картин уходило много сил и денег, а должного эстетического эффекта не получалось.
Техниколор – становление цветного кино
Изменило ситуацию изобретение Герберта Калмуса и Дэниэла Комстока, получившее название «Техниколор. В 1935 вышел фильм «Бекки Шарп», созданный в цветном исполнении «Бекки Шарп. Именно эту дату принято считать годом рождения цветного кино.
«Техниколор» был недешевой, и достаточно сложной технологией, требующей переделки киноаппаратов. Однако именно эта система стала основой для становления и дальнейшего развития цветного кинематографа.
А что же цвет?
Цвет влияет на восприятие и настроение. И каждый цвет имеет своё значение. Благодаря этому можно создавать сложные образы, ведь с помощью цвета можно показать эмоции персонажа, прописать черты характера – в общем раскрыть его больше, чем позволяют слова.
Цвет довольно часто несет в себе очень сильный смысловой подтекст. Через цвет режиссеры могут намекать на настроение главных героев, передавать атмосферу кадра, внушать зрителю чувство тревоги или радости.

Самые основные значения цветов.
Зеленый цвет необычен тем, что он в зависимости от контекста меняет своё значение на экране. С одной стороны зеленый – цвет природы, лета, молодости, гармонии и радости. Так, самые умиротворенные, тихие и радостные сцены всей трилогии «Властелин колец» происходят в Шире – крае хоббитов, который буквально тонет в зелени.

В то же время зеленый довольно часто становится спутником злой магии, часто становится цветом-ассоциацией к персонажам, имеющим злой умысел, признаком чего-то зловещего и пугающего. Вспомните, например, «фирменный» цвет Слизерина, факультета алчных и сильных волшебников, или традиционное изображение зелья, сваренного коварной ведьмой. Даже Малефисента – как в старом мультике «Спящая Красавица», так и в недавнем его переосмыслении – традиционно предстает перед зрителями, обрамленная языками зеленого пламени.
Синий довольно часто сопровождает одиноких, оторванных от мира персонажей. Он может изображать как легкую меланхолию, так и полную изоляцию и потерю почвы под ногами. Одинока Невеста из мультфильма «Труп невесты», которая не является частью живого мира. Одинок герой драмы «Шоу Трумана», хотя он уже избавился от иллюзии и скоро изменит свою жизнь. Одиноки и персонажи «Бойцовского клуба», у которых все максимально сложно к концу фильма. По-своему одинок и мистический Фредди Крюгер, который тоже не является частью нормальной реальности.
Иногда, цвет используется для показа очень необычных, таинственных, часто мистических персонажей или персонажей с трагичным прошлым. Примером являются персонажи из сериала «Аркейн» и персонаж из аниме «Ходячий замок»

Мистику и магию также часто окрашивают в фиолетовый.
Также фиолетовый может показывать на футуристичность происходящего на экране. Ещё он является сказочным цветом, цветом чего-то невероятного и завораживающего, цветом мечты и иллюзий, как например в мультфильме «Рапунцель» и в мультфильме «Каролина в стране кошмаров» .

Красный – очень мощный цвет. Даже на небольшую красную деталь зритель сразу обращает внимание. Поэтому этот цвет очень часто используется тогда, когда надо на чём-то сконцентрировать внимание или перевести его на мелкую деталь, которая несет в себе глубокий смысл и она не должна остаться без внимания. Примером является кадр из фильма «Список Шиндлера».

Красный – символ опасности и страха.
В красном часто представлены зловещие сцены, где присутствует насилие, ужас, жестокость. Одинокий красный шарик, такой яркий и привлекающий внимание, на самом деле таит ужасающую опасность в виде жуткого клоуна, убивающего детей. Фредди Крюгер бродит по снам несчастных героев в красно-черном свитере.
Розовый чаще всего воспринимается как «девчачий» цвет, особенно в фильмах девяностых-двухтысячных. Часто этот цвет символизирует невинность и нежность, юношескую влюбленность, инфантильность. Едва ли не чаще этого розовый выступает как прикрытие, маскировка бессердечных и злых персонажей. Чего стоят профессор Амбридж или героини тинейдж-комедии «Дрянные Девчонки».
В наши дни самым розовым фильмом на данный момент является фильм «Барби», где розовый цвет в разных моментах картины символизирует все его значения.

Желтый может показывать, как наивность, теплоту и «детскость» главных героев, так и удушливую, тревожную и безумную обстановку.
Вспомните фильмы Уэса Андерсона – скажем, «Королевство полной луны», где трогательность соседствует с желтым цветом буквально в каждом кадре. Или «Семейку Тененбаум», где желтый – это цвет детства и неловкого возвращения к нему в уже сознательном возрасте. «Страна Оз» — пример фильма, где желтый показывает детскую сказочность и теплоту. «Дикий Робот» — новый мультфильм 2024 года также является примером использования желтого цвета в таких значениях.
С другой стороны, есть такие фильмы, как «Город грехов», «Сплит» «Убить Билла» и то же «Сияние», где желтый символизирует насилие, надрыв, потерю ума, отсутствие контроля. Известное в русскоязычном пространстве выражение «желтый дом», желтая комната Раскольникова и даже признание некоторыми исследователям желтого как цвета шизофрении – все говорит о том, что такая ассоциация с этим цветом появилась в кино неспроста.
Интересно, что желтый является частым спутником фильмов ужасов. Примером является то же «Оно» и мистический фильм «Ребёнок Розмари».
И даже белый может нести противоположные по настроению сообщения. У одного режиссера это будет опустошенность, пугающее бездействие, больничная стерильность. А у другого – чистота и невинность ребенка, воспоминания о детстве, мечты и сны.
Черный цвет чаще всего не несёт в себе никаких скрытых смыслов и двояких значений и символизирует горе, траур, страх, депрессию, зло, безысходность – в общем, самые негативные человеческие эмоции или образ злых жутких героев и затерянных мест. Но это чаще всего. В руках опытного режиссера, черный превращается в цвет-спутник чего-то простого, но утонченного, изысканного и роскошного.
