Фотография из личного архива Ольги Зайтуллаевой
Искусство в жизни каждого человека имеет довольно большое значение. Кто-то посещает театр каждый месяц, чтобы насладиться оперой, кто-то не может представить свой вечер без фильма, а кто-то не мыслит своей жизни без плеера с любимыми песнями. Но есть и те, кто не только интересуется искусством, но и является его непосредственным творцом.
Каждый год страна встречает в стенах своих ВУЗов молодых людей, мечтающих поступить на самые различные специальности. Но особые испытания ждут нашу самую творческую молодёжь.
В «творческие специальности» входит огромный список самых различных профессий. Абитуриенты, которые мечтают поступить именно на них, чаще всего сдают такие предметы как Русский или Белорусский язык, Историю Беларуси и творческие экзамены. О своих мечтах, стараниях и успехах рассказали будущие творцы. А также своим мнением и опытом поделилась выпускница Минского государственного колледжа искусств.
Дарья Балухо, поступает на специальность «Графический дизайн и медиадизайн» в БГАИ
Фотография из личного архива Дарьи Балухо
Девушка с детства была увлечена рисованием, окончила художественную школу. Уже тогда она понимала, что хочет связать свою жизнь именно с этим делом, а родители без сомнений её поддержали.
Для поступления лишь художественной школы оказалось мало: академическому рисунку там не научили, поэтому знания пришлось навёрстывать самостоятельно.
Дарья советует своим ровесникам, которые тоже мечтают стать дизайнерами:
—Рисовать стоит, когда есть желание и вдохновение это сделать. К желаемому результату можно и не прийти, если заниматься этим целыми днями просто «потому что надо». Выгорание никто не отменял, поэтому просто делайте это в удовольствие.
Фотографии из личного архива Дарьи Балухо
Юная художница считает, что академическая база действительно важна в дальнейшем. Однако бывает и такое, что в итоговой професии она может сильно и не пригодиться. А обучиться рисованию, по её мнению, может каждый:
«Человек может этим заинтересоваться хоть в 40 лет, и научиться проблемой не будет (тем более в наше время есть множество курсов, где можно освоить что угодно в короткие сроки)».
Хартанович София, поступила на специальность «Театральное искусство и актёрское мастерство» в иностранном ВУЗе
Фотография из личного архива Софии Хартанович
«Я пронесла творчество через всю жизнь»,- с гордостью говорит София, которая всегда была заинтересована в искусстве: окончила хореографическую школу, обучалась в музыкальной школе, посещала все возможные мастерклассы, вебинары, пробовала всё, что могла, чтобы наконец-то добраться до цели. После самых разных занятий девушка всё равно понимала, что в мире есть ещё что-то, что действительно создано для её души. Путём долгих поисков София нашла театральную студию, которая работает на основе реального театра.
«Педагог давала нам полную свободу, она говорила: «Вы творите, а я буду вас направлять в правильное русло. Я не хочу загонять вас в рамки»,- именно здесь девушка поняла, что это то, что она искала всю жизнь!»
Родители долго не принимали такое решение, но София поставила ультиматум. Позже они сами стали проявлять интерес, а теперь даже ждут её «Оскар».
Фотографии из личного архива Софии Хартанович
Девушка уверена, что для поступления на творческую специальность нужно потратить намного больше усилий и времени, чем для других. Со своей программой нужно было сжиться, понять, как правильно её нужно преподнести, прочувствовать. Не должно быть никакой воды, все движения и слова отточены. И ни в коем случае не нужно показывать то, что «слепил» преподаватель: комиссия смотрит, можно ли работать с самим абитуриентом, что он из себя представляет, а не как он воплощает прихоти учителя.
«Не нужно показывать, что вы боитесь, будьте уверены. Не сдавайтесь сразу, если понимаете, что сложно, всегда можно сделать хоть что-то и это оценится намного выше, чем отказ от выполнения».
София считает, что обучить творчеству невозможно, если в тебе нет хотя бы доли природного таланта:
-В математике можно выучить формулы, на IT тебя научат пользоваться программами. Но как можно научить писать гениальные тексты? Творческая специальность в ВУЗе — это развитие твоего изначального таланта, а не обучение с нуля. Для меня творческие люди — герои.
Алевтина Дорош, поступает на факультет экранных искусств в БГАИ
Фотография из личного архива Алевтины Дорош
Творчество с девушкой было с самого детства. Однако осознание, что поступать она хочет на факультет, который связан именно с фотографией, пришло лишь в последнем учебном году.
Подготовка к вступительным творческим экзаменам заняла у Алевтины 3 месяца на курсах при универе. Год она готовилась к ЦТ и ЦЭ на курсах, а над портфолио работала около месяца (фотографии были сделаны за последние два года). Как человек, который давно в этой сфере, девушка с уверенностью советует найти действительно профессиональных учителей, ведь с ними время на подготовку сокращается до минимума.
Фотография из личного архива Алевтины Дорош
Об обучении на нетипичных специальностях будущий кинотелеоператор отзывается так:
-Творчеству можно обучить! Я считаю, что все люди в какой-то мере создатели. Обучение достаточно важно, любой творческий человек всегда изучает что-то с помощью видеоуроков и других материалов. Академические знания важны, но не знаю, обязательны ли. Большинство людей творят через чувства!
Цылько Лізавета, паступае на спецыяльнасць «Акцёрскае мастацтва» ў БДАМ
Фотаздымак з асабістага архіва Лізаветы Цылько
«Я ўжо 10 гадоў займаюся тэатральным мастацтвам і недзе 5 гадоў таму я дакладна зразумела, што гэта тое, з чым я хачу звязаць сваё жыццё».
«Вядома бацькі былі супраць. “Аддаваць дзіцё ў гэтую прафесію — гэта кідаць яго на цвікі”,-гэта нават не мая цытата, а галоўнага рэжысёра ТЮГа».
Але дзяўчына была настойлівай і здолела пераканаць бацькоў.
Лізавета гатавалася да творчых іспытаў два гады і упэўнена, што на яе факультэце галоўную ролю грае зусім не вынік ЦТ, а тое, што ты жадаеш паказаць людзям.
«Калі камісія знойдзе ў абітурыента гэтую “жылку”, то гэта будзе ідэальна!»
Фотаздымак з асабістага архіва Лізаветы Цылько
Пытанне пра магчымасць навучання творчай прафесіі Лізавета назвала “зыбкім”:
«Ёсць таленавітыя людзі, а ёсць тыя, каму трэба працаваць і працаваць, каб “вымалаціць” нешта з той спецыяльнасці, якую яны абралі. Але я скажу, што творчай прафесіі па-любому трэба вучыць. Ёсць так багата ўсяго, што не бачна з тэатральнай залы. Ты можаш глядзець спектакль і не разумець, колькі ўсяго вывучылі людзі на сцэне. Дзесяць гадоў я займалася ў звычайнай школьнай тэатральнай студыі, але настаўніца столькі ўсяго паказвала нам кожны раз, што я заўсёды вучылася чамусьці новаму. Акадэмічная база абавязкова патрэбна, бо ёсць столькі “нітачак”, за якія можна паторгаць, каб падняць ўзровень прафесіяналізму. Ты можаш чапляць яшчэ больш людзей, калі ты прафесіянал, бо ты ведаеш, што гэтым людзям патрэбна».
Но я решила, что для полного осознания «внутренней кухни» творческого места обучения стоит поговорить с человеком, который уже успел получить профессиональное образование и может поделиться ценным опытом с другими.
Ольга Зайтуллаева, выпускница МГКИ по специальности «Хореографическое искусство. Народный танец»
Фотография из личного архива Ольги Зайтуллаевой
«Развиваться самостоятельно никто не запрещает, поэтому я и преподавала в студиях, и проводила индивидуальные занятия в свободное время. Но именно благодаря учреждению образования и тем предметам, которые там скомпанованы (методы работы с коллективом, методика преподавания различных видов танца и тд) я могу считать себя профессионалом. Это как в медицине: если ты не получил диплома, то ты не медик. Только курсов недостаточно».
Ольга уверена, что просто иметь знания ещё мало, ведь их нужно уметь применять на практике и извлекать из этого результат. Сейчас она с лёгкостью может устроиться на работу в государственные учреждения, так как она «знает, умеет и делает».
«Моё тело постоянно работает и я должна отдавать ему должное с помощью ухода и восстановления»,- об этом старается никогда не забывать молодая специалистка. Девушка считает, что ни в коем случае нельзя забывать о здоровье, ведь правильное питание и сон — залог работоспособности.
Ольга получила первое хореографическое образование, но не считает нужным останавливаться и планирует получить ещё одно.
Фотография из личного архива Ольги Зайтуллаевой
«Я не заканчиваюсь на танцах, у меня много других увлечений, но именно в них я вижу свой путь дальше. Я старательно работаю сегодня, чтобы обеспечить себе танцевальное будущее уже на завтра».
Девушка отмечает, что получила огромное количество знаний и даже не представляет, хватило ли бы места для ещё большего объёма информации. В работе хореографа существует огромное количество нюансов, о которых до поступления даже и не задумываешься.
Ольга благодарна МГКИ за то, что смогла увидеть и изучить столько прекрасного:
«Народные танцы, классические танцы — это база, но сколько в них стойкости, собранности, чёткости, но при этом грации, лёгкости в движениях».
За годы обучения удалось познакомиться не только с белорусскими и русскими народными танцами, но и танцами народов севера, Аргентины, Испании, Грузии — всё это девушка не изучила бы сама»
Были и свои нюансы, но Ольга благодарна всем своим преподавателям, которых считает настоящими профессионалами своего дела, к оборудованию, процессу обучения тоже никаких вопросов нет. Единственным минусом девушка считает наличие занятий по физкультуре, так как у хореографов и без этого достаточно ежедневных нагрузок.
Да, быть частью искусства не легко, но невероятно интересно. Желаю творческих успехов всем ребятам, которые поступают или только начинают думать о поступлении.
«Творить есть не что иное, как верить.»
Р. Роллан