Сегодня отмечается женский праздник – 8 марта. В этот день хочется отдать дань уважения внутренней силе всех представительниц прекрасного пола.
На вопрос о том, как проявляется эта «сила», нам ответят женские образы в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Образ Аксиньи Астаховой
«Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору. Григорий тронул коня следом. Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. <…> Она глянула исподлобья; не разжимая губ, скупо улыбнулась. И тут в первый раз заметил Григорий, что губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые»
Аксинья предстает перед нами в образе роковой, красивой, чувственной женщины и хорошей хозяйки. В 16 лет девушку изнасиловал собственный отец, выдали замуж, но как только Степан Астахов понял, что молодая жена не была девственницей, жестоко ее избил и продолжил бить в последующие годы. Дальше – смерть дочери и мимолетные отношения с сотником Листницким. Так, можно сказать, что жизненные обстоятельства сделали Аксинью не способной состояться в роли жены и матери. «Поздняя» любовь к Григорию Мелехову согрела ее, хоть и обернулась особой формой протеста: «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!». Заканчивает Аксинья свою жизнь трагично: гибнет на берегах реки Чир от шальной пули на руках у любимого.
Образ Натальи Коршуновой
«В дверях несмело стала невеста, смуглыми пальцами суетливо перебирая оборку фартука. <…> Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди…<…> „Хороша“ — и встретился с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: „Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня“. — „Славная“, — ответил Григорий глазами и улыбкой»
Противоположный Аксинье образ – Наталья Коршунова. Работящая и расторопная, Наталья быстро стала частью семьи Мелеховых. У нее светлый, чистый и праведный характер.
Однако Наталья так и не смогла стать любимой женщиной для мужа:
«По ночам, по обязанности лаская жену, горяча ее молодой своей любовной ретивостью, встречал Гришка с ее стороны холодок, смущенную покорность. Была Наталья до мужниных утех неохоча, при рождении наделила ее мать равнодушной, медлительной кровью»
Ни двое детей, ни мучительные разрывы с Аксиньей не смогли наладить отношения Натальи и Григория. Женщина гибнет после аборта, проклиная мужа.
Образ Дуняшки Мелеховой
Младшая сестра Григория, очень похожая на брата. В начале романа Дуняшка – «отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток». Но со временем она взрослеет, меняются ее внешние черты:
«Невидя выровнялась Дуняшка в статную и по-своему красивую девку. Рано вызрела, как яблоко-скороспелка. В этом году, отрешая от ушедшего отрочества, приняли ее старшие подруги в девичий свой круг. Вышла Дуняшка в отца: приземистая собой, смуглая. Пятнадцатая весна минула, не округлив тонкой угловатой ее фигуры. Была в ней смесь, жалкая и наивная, детства и расцветающей юности, крепли и заметно выпирали под кофтенкой небольшие, с кулак, груди, раздавалась в плечах; а в длинных чуть косых разрезах глаз все те же застенчивые и озорные искрились черные, в синеве белков миндалины»
Дуняшка показывается Михаилом Шолоховым то за работой, то во взаимоотношениях с семьей. Автор постоянно подчеркивает ее внешнее и внутреннее сходство с братом. Девушка горда и упряма. Несмотря на то, что ее возлюбленный Михаил Кошевой виновен в смерти старшего брата Петра, она добивается у матери благословения на брак и стойко терпит семейную жизнь с ним. Можно сказать, что Дуня – самая эмоциональная из всех женщин в романе.
Образ Ильиничны
Мать семьи Мелеховых, «мудрая и мужественная старуха». В молодости она была красавицей, но рано состарилась: натерпелась от мужа. Ее образ говорит о нелегкой доле жены тирана и матери, беспокоящуюся за своих детей. В конце концов, смерть родных сломала внутренний стержень пожилой женщины. Она умирает, так и не дождавшись с фронта младшего сына Григория.
«Ее не радовало счастье дочери, присутствие чужого человека в доме — а зять по-прежнему оставался для нее чужим — тяготило. Сама жизнь стала ей в тягость. За один год потеряв столько близких ее сердцу людей, она жила, надломленная страданием, постаревшая и жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много. Она была уже не в силах сопротивляться ему»
Образ Дарьи Мелеховой
Жена Петра, красивая и жизнелюбивая, она, как и Аксинья, не способна построить крепкую семью. Героиня не тоскует о погибшем муже, ее не тяготят узкие рамки домашней хозяйки. Дарья изменяла супругу, пока он был на фронте и после его смерти. В семье Мелеховых Дарью недолюбливают:
«Слышь, баба, Наташку не буди. Она и так днем мотает. Сбираются с Гришкой пахать. Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная… Румянится да брови чернит, мать ее суку»
Такой образ Дарьи подчеркивает внешний портрет со «злыми губами» и «мелкими острыми зубами». Подобно другим героиням романа, она горда и сильна: «никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле». Женщина даже убивает кума Ивана Котлярова за мужа Петра. Заразившись сифилисом, Дарья оборачивается на свою жизнь. Понимая, что она никогда не любила по-настоящему, а лишь «по-собачьему», и что болезнь сделает ее изгоем, она топится в Доне.
Героини романа во многом разные и колоритные, но их объединяют стойкость и внутренняя сила духа. Жизни и судьбы женщин пропитаны трагизмом. Они – это собирательные образы, отражающие нелегкую долю матерей и жен Тихого Дона.
Источник фото: сериал «Тихий Дон» (2015)